Выбор совета дома жилищный кодекс. Старшие по дому

Связь между организациями управления и клиентами достаточно хрупка или вовсе не налажена, если между ними нет соединяющего звена. Таковым является Совет многоквартирного дома или СМД.

Заявлять о текущих проблемах и направлять деятельность управляющих компаний можно только от лица представителя СМД, которым является председатель совета многоквартирного дома.

Совет дома или ТСЖ – товарищество собственников жилья – стал внедряться в жилищно-коммунальной практике относительно недавно. Подобные структуры давно внедрены в работу, но в более совершенном виде начали появляться десять лет назад, после принятия нового Жилищного Кодекса.

Вопросы от лица совета решаются более локально. Председатель совета многоквартирного дома выполняет функции доверенного лица. До того, как общее собрание владельцев примет решение о подписании договора с управляющей компанией, председатель имеет полномочия на переговоры с компанией для обсуждения условий предстоящего договора.

После переговоров председатель должен довести до сведения жильцов на собрании окончательные результаты переговоров с компанией. Если результаты и условия устраивают всех членов совета ТСЖ, председатель подписывает договор, представляя в своем лице весь совет.

Чтобы иметь такую возможность, председателю выдают доверенность от лица всех владельцев квартир в многоквартирном доме.

Полномочия после подписания договора

Имея на руках доверенность, старший управления контролирует выполнение всех пунктов договора по проведению уборки, ремонта, подготовки дома к зиме и его содержанию. Контроль осуществляется за работами, которые проводятся над общим имуществом.

По окончании работ председатель должен подписать акт приемки или зафиксировать явное нарушение договора, подписав акт о нарушении нормативов и договоренностей о качественной работе.

То же касается коммунальных услуг – если они не были предоставлены или предоставлены, но низкого качества, председатель от лица совета подписывает акт о нарушении.

Если управляющая компания не предоставляет заявленные услуги или они оказаны в неполной мере и некачественно, председатель направляет обращение к вышестоящим органам.

Доверенность собственников жилья предоставляет полномочия для представления совета ТСЖ в суде. Старший от ТСЖ выступает по вопросам домоуправления и предоставления качественных коммунальных услуг.

При необходимости расширить права и обязанности председателя, решение принимается собранием владельцев жилья и утверждается, если предоставленные полномочия не противоречат текущему законодательству.

Председатель несет ответственность за сохранность наличного имущества товарищества. Работа по совместительству может быть одобрена только при разрешении правления товарищества или собрания его членов.

Совет также имеет определенные обязанности. Главной из них является защита интересов владельцев перед лицом управляющей компании.

Деятельность совета с 2005 года регулируется новым Жилищным кодексом, согласно пунктам 5 и 8 статьи 161 которого совет:

  • Обеспечивает контроль за выполнением утвержденных решений;
  • Предлагает к обсуждению вопросы об использовании общего имущества и прилегающей территории;
  • Предлагает к обсуждению вопросы об организации ремонта и подготовке к зимнему периоду;
  • Предлагает варианты управления и ставит под вопрос компетенцию тех или иных членов совета;
  • Предоставляет полный перечень условий будущих договоров с управляющей компанией;
  • Контролирует проведение ремонта и предоставление качественных и своевременных коммунальных услуг;
  • На общем собрании владельцев квартир ежегодно предоставляет отчет о проделанной за год работе.

Другими словами, совет управления обязан контролировать выполнение всех пунктов договора с управляющей компанией, предоставлять жильцам информацию о текущих отношениях с компанией и отчитываться за свою деятельность.

Выбор кандидатуры

Согласно законодательству, к председателю не предъявляются особые требования. Однако, эта тенденция со временем обещает смениться более строгим подходом к выбору председателя ТСЖ.


Несколько лет назад ТСЖ повально создавались лишь с одной целью – попасть в программу капитального ремонта. На бумаге эти органы остались действующими до сих пор, но своих функций они не выполняют.

В других домах ТСЖ действительно функционирует. В качестве председателя обычно выбирают самых активных и переживающих за состояние дома жильцов. Другое дело, что одного энтузиазма недостаточно, так как обязанности касаются и юридической и финансовой и бухгалтерской деятельности.

С сентября нынешнего года планируется введение законопроекта, согласно которому деятельность управляющих компаний и ТСЖ должна быть подтверждена лицензией. Документ, разрешающий полноправную деятельность, выдается в том случае, если УК и ТСЖ имеют квалифицированный персонал, который хотя бы прошел курсы.

Курсы ведения коммунального хозяйства сегодня имеются не во всех городах страны, но к концу года их число может быть расширено.

Председатель ТСЖ выбирается из числа собственников жилья в доме. Если он проживает по другому адресу, но его собственность расположена в доме, он может законно выполнять свои функции.

Выбор председателя должен основываться не только на его желании улучшить условия проживания в доме, но и на его возможном опыте в председательстве, бухгалтерском учете, юридическом ведении дел.

Права председателя

Если для управления домом не заключался договор с другой организацией, председатель по отношению к товариществу является должностным лицом с трудовыми отношениями.

Бывают случаи, когда даже при наличии договора часть функций по управлению остается за товариществом. Тогда определяется трудовая функция председателя. Для заключения трудового договора необходимо зарегистрироваться в Едином реестре юридических лиц.


Права председателя включают подбор персонала для проведения ремонтных работ и утверждения на собрании, проникновение в жилье при отсутствии хозяев в случае возникновения аварийной ситуации, но только при согласии собственников жилья.

Дополнительные права и полномочия включают распоряжение денежными средствами на закупку канцелярских принадлежностей и выплату регистрационных сборов.

Также в деятельность председателя может входить подбор подрядных организаций, оформление и выдача собственникам документов установленных образцов, предъявление исков в суд при невыполнении жильцами своих обязательств или систематическом нарушении общественного порядка.

Председатель не имеет права оплачивать любые услуги, не утвержденные на собрании совета. Проникновение в квартиры собственников без их согласия расценивается как грубое уголовное нарушение.

Месячный план

Организовать председательскую работу в целом достаточно сложно. Чтобы спланировать работу корректно, есть смысл составить перечень обязанностей, которые должны выполняться председателем ежемесячно.

Каждый месяц председатель обязан контролировать работы по уборке придомовой территории и двора, подъезда и лестничных пролетов. В осенний сезон необходим ежемесячный контроль по подготовке дома к зиме, утеплению и герметизации оконных и балконных разъемов, входных дверей в подъезде.

На председателя возлагается ежемесячная проверка состояния кровли, технических этажей и систем водоснабжения и электроснабжения. При обнаружении неисправностей, необходимо оформить акт с перечнем обнаруженных отклонений от нормы и подать заявление на ремонтные работы.

Проверка инженерного оборудования также входит в председательские обязанности, при этом оформляется акт осмотра с управляющим. Практика показывает, что за неимением соответствующего образования, председатель возлагает осмотр на управляющего, оставляя за собой только право подписи акта.

Ежемесячно должен проводиться прием жильцов дома, а также составляться учет и регистрация заявлений и жалоб. Предложения, жалобы и заявления принимаются по вопросам платежей, регистрации, оформления документации, управления прилегающей территории и общего имущества.

Кроме того, при возникновении срочной необходимости, председатель обязан выдавать разрешения на установку и переоборудование инженерных сетей, подключение и внедрение в работу бытового оборудования, в том числе систем очистки воды, которые не имеют технического паспорта.

В список срочных документов входят разрешения на переоборудование и перепланировку жилого и нежилого помещения. Все перечисленные документы выдаются на основе решения межведомственной комиссии и не могут считаться законными при наличии одной только подписи председателя.

При несвоевременном обращении жильцов в ТСЖ в случаях возникновения аварийных ситуаций, ответственность за последствия снимается с председателя и полностью перекладывается на жильцов, не сообщивших о неисправностях вовремя. Если сообщить о ситуации не удалось по причине отсутствия председателя в приемные дни, ответственность за последствия несет он.

Заключение

Выбор председателя должен осуществляться всеми собственниками квартир в доме на основе общего голосования, активности и образования выдвигаемого кандидата.

Главная его функция – представление интересов дома в отношениях с управляющей компанией.

Все решения должны быть утверждены и обсуждены на общем собрании, иначе они считаются незаконно принятыми, хоть и решающий голос собрания остается при старшем управления.

Более года назад Федеральным законом № 123-ФЗ от 04.06.2011 г. «О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» введена в действие новая статья – об обязательном создании Советов в многоквартирных домах, которые обслуживаются управляющими компаниями или управляются непосредственно собственниками помещений – без создания ТСЖ.

По замыслу законодателей, Совет как новый институт самоуправления собственников жилья должен стать связующим звеном между жильцами и управляющими компаниями, инструментом контроля за управляющими организациями.

В помощь жителям многоквартирных домов – этот материал.

Дан законом срок

Собственники домов, где не были организованы ТСЖ, и если дом не управляется жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом, и в доме более четырех квартир, согласно новому законодательству обязаны создать совет многоквартирного дома. Этот орган теперь законодательно закреплен как представитель всех собственников помещений в многоквартирном доме и действует в их интересах.

На создание советов многоквартирных домов законом был отпущен определенный срок – в течение календарного года. Если за это время решение об его избрании не принято или не реализовано, пунктом 2 ст. 161.1 ЖК РФ предусмотрен принудительный порядок реализации нормы закона: орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании совета дома. Другими словами, если мы, жители дома, сами не изберем совет в доме, это за нас сделают чиновники. Будет назначен и председатель совета, который от нашего имени будет иметь полномочия подписывать акты, отчеты, договоры.

Для большинства домов – тех, что были введены в эксплуатацию до 17 июня 2011 г., этот срок уже истек.

Комментарий

Ирина Генцлер, руководитель направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»:

– Стоит поторопиться с избранием совета дома. До принятия изменений в Жилищный кодекс в многоквартирных домах, где не созданы ТСЖ, взаимоотношения собственников помещений и управляющей организации строились по принципу: разобщенные собственники квартир – сами по себе, управляющая организация – тоже, она же и формирует условия договора управления. Встречаться эти стороны договора могли, главным образом, раз в году, на общем собрании собственников помещений. Но и этот вариант взаимодействия сторон часто не соблюдался – во многих домах собрания вообще не проводились или проводились формально. Контроль же за тем, как управляющая организация исполняет свои обязательства по управлению домом за те деньги, которые жильцы ей платят, проявляли только отдельные граждане. А чаще контроля вообще не было.

Такой стороной диалога, которая заполнит существующий пробел во взаимоотношениях между собственниками помещений и теми, кто управляет домом, могут стать советы дома. Так что это очень полезный, постоянно действующий орган в доме, где не создано ТСЖ, представляющий интересы собственников в период между ежегодными общими собраниями. А потому, если мы хотим, чтобы наши интересы отстаивали наши же представители, те, кого мы изберем сами, а не кто-то со стороны, следует поторопиться.

Процедура избрания

В каждом многоквартирном доме должен быть свой совет. Жилищным кодексом определены процедура избрания, его полномочия.

Члены совета многоквартирного дома избираются из числа собственников помещений многоквартирного дома (часть 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ). Количество членов совета дома определяют сами собственники на общем собрании. По общему правилу, число членов совета может быть пропорционально количеству подъездов дома, или этажей, квартир, но в основе решения общего собрания могут быть и любые другие соображения.

Полномочия совета закреплены в п. 5, 8 ст. 161.1 ЖК РФ.

Совет многоквартирного дома наделяется следующими полномочиями:

– обеспечивать выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

– выносить на обсуждение общего собрания собственников предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

– представлять собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

– осуществлять контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

– представлять на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.

Совет подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания. Он может быть переизбран досрочно в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

Регистрировать совет не нужно, поскольку он не является юридическим лицом.

Комментарий

Ирина Генцлер:

– ЖК предоставляет много прав собственникам помещений, которые они должны реализовать как некое коллективное действие через решения общего собрания. Но общее собрание – одноразовое мероприятие, когда люди собираются для принятия каких-то конкретных решений. Если заранее не позаботиться о подготовке информации, предложений, то принимать такие решения очень трудно. Да и сам институт общих собраний до сих пор работает очень плохо. Такую предварительную подготовку к их проведению мог бы осуществлять совет дома.

Не менее важна и другая функция совета: быть тем органом собственников помещений, который заранее рассмотрит предложения управляющей организации, проанализирует их, даст свою оценку, а затем представит общему собранию свое заключение по условиям договора управления. Это поможет собственникам обоснованно принимать необходимые для содержания и ремонта дома решения. Если управляющей организации удастся убедить в полезности своих предложений совет дома, ей будет легче получить на собрании одобрение других собственников. Таким образом, диалог между собственниками и управляющей организацией будет строиться более конструктивно и плодотворно. И собственники в принятии решений уже не будут целиком зависеть от управляющей организации.

Совет многоквартирного дома выполняет контрольные функции: он может и должен осуществлять регулярный контроль за исполнением управляющей организацией обязанностей по договору управления. То есть делать как раз то, что не под силу каждому отдельному собственнику квартиры. Договором можно определить порядок такого контроля. Например, совет дома ежемесячно будет встречаться с представителем управляющей организации, заслушивать отчет о выполнении плана содержания и ремонта дома. Если все в порядке, председатель совета подпишет акт приемки услуг и работ. Если у собственников есть претензии – появится акт о нарушении показателей качества, периодичности, объема услуг и работ, в том числе коммунальных. Акт о нарушении качества услуг и работ по договору – основание для снижения размера платы собственников помещений за данный месяц. А если такие акты о неудовлетворительном выполнении управляющей организацией условий договора оформляются неоднократно, у собственников помещений в соответствии с Жилищным кодексом (статья 162, п. 8.2) появляется основание для расторжения договора с данной организацией в одностороннем порядке. Таким образом, совет дома – это реальный механизм защиты общих интересов собственников помещений, у которых нет своего юридического лица, как у ТСЖ или ЖСК.

А председатель кто?

Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений избирается председатель совета (часть 6 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ).

Он руководит деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников (часть 7 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ).

К полномочиям председателя совета многоквартирного дома статья 161.1 ЖК РФ относит:

– предварительные переговоры относительно условий договора управления;

– информирование собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанных переговоров;

– на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключение на условиях, указанных в решении общего собрания, договора управления многоквартирным домом или договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ. При этом по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями;

– контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписание актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, актов о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, актов о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении их ненадлежащего качества, а также направление в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;

– на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступление в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Комментарий

Ирина Генцлер:

– Перечисленные в законе полномочия председателя совета дома показывают, какая ответственность лежит на этом представителе собственников помещений. Избранный председатель является лицом, которому закон дает право вести переговоры с управляющей компанией по условиям договора управления многоквартирным домом, а после заключения договора на условиях, утвержденных общим собранием, контролировать исполнение управляющей организацией ее обязательств. Это очень важная роль. Необходимо только помнить, что председатель не вправе ничего решать единолично. Решения принимает общее собрание, а председатель совета предоставляет необходимую для этого информацию. И его мнение, конечно, будет влиять на то, какие решения примут собственники.

Председатель совета может подписывать договоры управления только на основании выданной конкретными собственниками помещений доверенности. Это полномочие председателя совета, упрощая процедуру подписания договора управления собственниками помещений, ничего не меняет по сути: договор заключается между собственниками помещений и управляющей организаций, права и обязанности по договору приобретают собственники помещений, а не председатель совета как доверенное лицо собственников. Те собственники, кто такую доверенность не оформил, подписывают договор управления сами.

Практика показывает, что председатели советов многоквартирных домов зачастую воспринимают свои полномочия как единоличное бремя забот и ответственности за управление многоквартирным домом. И это неправильно. На самом деле, главная его задача – вовлечь в той или иной форме большинство собственников в деятельность, связанную с управлением домом, распределить нагрузку между членами совета дома, членами различных комиссий и другими активистами, организовать все так, чтобы никто не был чрезмерно загружен общедомовыми делами и заботами. А в результате общих усилий решались бы задачи, стоящие перед коллективом собственников. Как сказал мне один председатель совета, когда все хорошо организовано, работа в совете не занимает слишком много времени, поэтому она может делаться в свободное от профессиональной деятельности время на добровольческой основе.

Создать комиссии

Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут создаваться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

Комиссии избираются по решению общего собрания собственников помещений или по решению совета многоквартирного дома.

Еще 1991 году с принятием З акона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать . Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов - парламент, а председатель ТСЖ - президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме ». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только , но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте »? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, - то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников . Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями , она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома .

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов - в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.