Раздел iv. методическое обеспечение психологических исследований жизненных ситуаций

Методика разработана Е. Ю. Коржовой

Назначение : глубинная психодиагностика субъективной картины жизненного пути.

Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом примерные даты событий.

Обработка и интерпретация данных : обработка производится с помощью специальных таблиц и включает несколько этапов. Определяется количество радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Далее выявляется суммарный «вес» радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Затем определяется среднее время антиципации и ретроспекции событий (отдельно подсчитывается для радостных, грустных и в целом). Наконец, производится содержательный анализ с учетом видов (сфер) событий.

По каждой сфере подсчитывается общее количество событий, а также «вес» радостных (желательных) и «вес» грустных (нежелательных) событий. Кроме того, рассчитывалось количество видов событий, которое давало возможность оценить тематическое разнообразие субъективной картины жизненного пути личности.

Виды событий:

v Родительская семья

v Место жительства

v Здоровье

v Общество

v Межличностные отношения

v Материальное положение

v Учеба, повышение квалификации

v Природа

v Досуг, развлечения

Методика «Историческое воспоминание»

Методика Трегубенко И. Назначение : психодиагностика индивидуальных исторических воспоминаний.

Инструкция : Вспомните и опишите какое-нибудь общественно-политическое или культурное событие в России или мире, которое запомнилось. Неважно, насколько точно Вы его знаете, главное, что оно почему-то запомнилось. В этом событии Вы могли участвовать, видеть его или просто слышать от кого-то. Это не проверка знаний. Опишите событие, а также Ваши мысли и чувства по поводу него.



Кроме того, в инструкцию были включены два вопроса: В честь кого Вас назвали? и С кем Вы ассоциируете свое имя?

Обработка и интерпретация :

В процессе анализа воспоминаний определяется тип события (сфера, к которой оно относится). События могут быть общественно-политическими, то есть относящимися к политической, экономической и общественной жизни; культурными событиями – касающиеся культурной жизни, искусства, науки, спорта; и, наконец, природными событиями, к которым относятся землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы. Далее указываем, является ли событие отечественным или же зарубежным.

Следующим параметром является тип автобиографического воспоминания: яркое, важное, переломное.

Следующим показателем исторического воспоминания является психологическая позиция человека относительно события, а именно Участник, Современник, Очевидец и Наследник исторического опыта.

Следующий параметр анализа воспоминаний - это «сила-слабость» ситуации.

Следующий параметр воспоминания – это объектная и субъектная позиция личности в воспоминаниях.

Предикаты в тексте воспоминаний , то есть слова, которые обозначают действия (как правило, глаголы). Предикаты бывают двух видов: внешние – описывают действия, которые можно видеть и/или слышать; внутренние – известны только тому, кто переживает ситуацию (знать, хотеть, понимать и так далее). Таким образом, можно определять, предикаты какого типа преобладают в рассказах респондентов.

Еще одна характеристика – включение в описание исторического события элементов собственной биографии.

Особый тип исторических воспоминаний- «ситуативный ответ». Респондент рассказывает о каком-то актуальном общественно-политическом событии, которое освещено в СМИ и имеет определенный общественный резонанс (например, переименование милиции в полицию).

Воспоминание также можно классифицировать по преобладающим эмоциям в описаниях. Так, они могут быть негативными (эмоционально отрицательными), позитивными (эмоционально положительные), амбивалентными (представлены как положительные, так и отрицательные эмоции) и нейтральными (отношение не описано).

Наконец, воспоминание обладает определенной актантной структурой , то есть включает действующих лиц (по схеме, которую предложил Альфред Адлер). Прежде всего, в тексте может присутствовать Я самого вспоминающего. Тут возможны варианты: человек упоминает себя как действующее (думающее, чувствующее) лицо («Я-ситуации»). Другой вариант, когда рассказчик с кем-то объединяется, образуя так называемые «Мы-ситуации» (термин А. Адлера). В концепции А. Адлера именно позиция «мы» в воспоминаниях указывает на развитость социального чувства, то есть когда у человека наблюдается тенденция осуществлять некую деятельность в сотрудничестве с другими людьми, а также быть полезным обществу.

Кроме того, в воспоминаниях могут присутствовать:

Фигуры родителей (как вместе, так и раздельно папы и мамы) – объединенность их в выше приведенном рассказе указывает на малый возраст респондентки в момент происходящего события;

Фигуры родственников (особый случай с бабушками и дедушками, поскольку они часто являются проводниками исторической памяти для молодого поколения);

Фигуры друзей, хотя они;

Наконец, могут присутствовать другие люди – как знакомые, так и неизвестные рассказчику.

Основные правила написания автобиографии

Следует сразу сказать, что никаких особых требований к написанию автобиографий не предусматривается. Следовательно, составлять автобиографию необходимо руководствуясь общими требованиями к написанию деловых писем.

  1. Ваша автобиография не должна быть очень объемной. Постарайтесь быть лаконичными. Максимальный объем написанного не должен составлять более 1-2 листов текста. Как показывает практика, длинные «сочинения» не помогут вам раскрыться в глазах читающего — они скорее произведут обратный эффект.
  2. Написанное не должно содержать ошибок, общая форма изложения — деловой стиль. При рассмотрении вашей автобиографии, читающий будет уделять внимание не столько написанному, сколько тому, в какой форме это сделано. По этой причине грамотная речь позволит набрать вам «дополнительные баллы».
  3. Все события, описанные вами, должны быть изложены в хронологическом порядке, логично и последовательно. То есть нельзя сразу после рассказа о школе перейти к трудовой деятельности, пропустив иные учебные заведения, или вначале рассказать о месте работы, а потом упомянуть о полученном образовании.
  4. Информация о вас, изложенная в автобиографии, должна быть подлинной. Включение ошибочных или недостоверных сведений может помешать получить желаемую работу (или добиться иной цели) и создать не самую хорошую деловую репутацию.

Образец написания автобиографии

Скачать образец авотобиографии

Для того чтобы вам было проще составить свою автобиографию, приведем пример ее написания:

«Я, Иванов Иван Иванович, родился 01 января 1990 года в городе Владивостоке Приморского края. В 1997 году поступил в общеобразовательную школу №1. В 2007 году окончил школу с золотой медалью. В этом же году начал обучение в Дальневосточном гуманитарном университете по специальности «Журналистика». В 2012 году закончил его с красным дипломом. С августа 2012 года и по сей день работаю журналистом в газете «Вестник Владивостока».

Не судим.

Женат на Ивановой Екатерине Павловне, 05 мая 1991 года рождения. Родилась в городе Владивостоке, образование высшее, работает юристом. Проживает совместно со мной по адресу: город Владивосток, ул. Комсомольская, д. 15, кв. 5.

Детей нет.

Дополнительная информация:

Мать: Иванова Ольга Семеновна, родилась 02 февраля 1970 года в городе Владивостоке, образование высшее, работает бухгалтером. Проживает по адресу: город Владивосток, ул. Ленина, д. 1, кв. 1. Не судима.

Отец: Иванов Иван Петрович, родился 03 марта 1970 года в городе Владивостоке, образование высшее, работает инженером. Проживает по адресу: город Владивосток, ул. Ленина, д. 1, кв. 1. Не судим.

Брат: Иванов Петр Иванович, родился 04 апреля 1995 года в городе Владивостоке, в настоящее время обучается в Дальневосточном медицинском университете по специальности «Терапевт». Проживает по адресу: город Владивосток, ул. Ленина, д. 1, кв. 1. Не судим».

Любая другая автобиография пишется по такой же схеме с адаптацией под конкретный случай. Например, если написать автобиографию необходимо школьнику, то в тексте необходимо сделать уклон на достижения в учебе, участие в дополнительных образовательных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, выставках). Можно также отразить спортивную деятельность, рассказать о достижениях в спорте.

Пример автобиографии будет полезен любому человеку, потому как писать ее приходится не каждый день, но уметь оформлять обязан даже школьник. Данный документ все же должен составляться с учетом общих требований к написанию деловых писем.

Пример автобиографии при приеме на работу, конечно, будет отличаться от данного документа, написанного учеником, но структура будет очень схожей.

Что такое автобиография?

Автобиография - это повествование человека о знаковых событиях в его жизни в хронологическом порядке. Чаще всего он составляется кандидатом на определенную должность, но наличие этого документа иногда необходимо для поступления в вуз.

Структура автобиографии

1.Название самого документа сверху по центру.

Резюме

Так как вы уже знаете, как пишут автобиографию, примеры которой приведены выше, давайте рассмотрим образец резюме человека без опыта работы.

Александрова Александра Александровна

Дата рождения: 11.08.1997.

Город: Владивосток.

Телефон: +7 423 245 77 42.

E-mail: [email protected]

Цель: помощник руководителя, стажер.

Ожидаемая зарплата: 12 000 рублей.

Образование

Основное образование: незаконченное высшее.

Дальневосточный федеральный университет, кафедра менеджмента, 2014-2017 гг.

Годы учебы: с 2014 по настоящее время.

Студент 4 курса.

С октября 2015 по апрель 2016 года занималась профориентационной работой. В обязанности входило: посещение школ города и района, участие в научных конференциях и конкурсах, подготовка рекламных проектов, проведение лекций, бесед и тренингов.

Личные навыки

Уверенный пользователь ПК, владею на высоком уровне компьютерными программами: Microsoft Word, Excel, Power Point. Есть опыт работы с программами 1С.

Хорошо владею современной техникой: переустанавливаю операционные системы, умею подключать различные оборудования и работать с программным обеспечением.

Порядочна, коммуникабельна, честная, легко обучаюсь. Огромное желание работать.

Семейное положение: не замужем, детей нет.

Владение иностранными языками: английский (разговорный), французский и немецкий (со словарем).

В данной статье мы рассматривали образцы автобиографии на работу, примеры были приведены выше. Давайте узнаем советы, которые помогут более легко и правильно создать данный документ.

1. Хоть автобиография более развернутая, чем резюме, она не должна быть слишком длинной и поэтичной, 1-2 страниц будет вполне достаточно. Объемные автобиографии воспринимаются работодателями более негативно и характеризуют претендента на рабочее место как несерьезного работника.

2. Излагать информацию необходимо в деловом стиле.

4. Все сведения должны быть правдивыми. Ложь рано или поздно раскроется и не лучшим образом отразится на вашей репутации.

5. Если какой-то период времени вы работали неофициально, но ваш работодатель не против, чтобы вы описали данный опыт в автобиографии, то не стоит об этом умалчивать.

6. Если у вас нет опыта работы, но есть навыки, необходимые для данной должности (владение языками, знание компьютерных технологий, организаторские способности и т. д.), обязательно укажите их.

Чего не стоит указывать в автобиографии

2. Не указывайте в документе и не рассказывайте на собеседовании о своем вероисповедании.

4. Не стоит рассказывать о своем хобби. Если вы виртуозно владеете искусством хенд-мейда, то указывать об этом нужно только в том случае, если ваша будущая работа будет непосредственно с этим связана.

5. В целях безопасности нельзя называть номер и серию паспорта, идентификационный код и т. д.

6. Не стоит рассказывать о состоянии здоровья, росте, весе, цвете волос, глаз и т. д.

Автобиография была известна еще во времена античности. Она возникла параллельно с понятием личности и осознанием способности к рефлексии.

Несмотря на то что в документе излагаются факты, он больше демонстрирует субъективное отношение автора к самому себе.

Адекватная самооценка и умение себя красиво преподносить могут свидетельствовать о перспективности кандидата на должность, его целеустремленности.

§ 1. Общая характеристика методики

«Психологическая автобиография» принадлежит к числу ситуационных психодиагностических методик. Ситуационная психодиагностика, относящаяся к психодиагностике адаптационных возможностей личности, направлена на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути (см. гл. 4) - одного из показателей функционирования адаптационного процесса. Мы полагаем, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных. Систему таких показателей следует выделять в соответствии с концепцией измеренной индивидуальности (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова), согласно которой личность в процессе психодиагностического исследования предстает прежде всего как индивидуальность. При этом возникает особая форма описания личности - измеренная индивидуальность. Теория измеренной индивидуальности относится к теориям «среднего уровня» (theories of middle-range, термин введен P. Мертоном (R. Merton) в 1947 г. в ходе полемики с Т. Парсонсом (Т. Parsons)) - мостам между эмпирическим материалом и общей теорией.

Теоретические модели представляют собой опосредованное знание, тогда как теория измеренной индивидуальности «вырастает» из непосредственно наблюдаемых результатов психодиагностического исследования.

«Психологическая автобиография» была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности.

Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, по Р. Баркеру (R. Barker), или особенности восприятия ситуаций, по Д. Магнуссону (D. Magnuason), или субъективных ситуаций, по Р. Стеббинсу (R. Stebbine), в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода (см. гл. 1, §3), тогда как пути создания методики, а также, соответственно, предлагаемые для анализа количественные параметры (1 - 4А) во многом созвучны традиционным приемам проведения исследования широко распространенного за рубежом событийного направления, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого (см. гл. 1, §4). Таким образом, «Психологическая автобиография» основана на двух главных подходах к исследованию ситуаций и может служить наглядным примером их взаимодействия.