Снять онлайн кассу с учета в налоговой. Снимаем ккм с учёта в ифнс: общий порядок и нюансы

В нашей стране предпринимателям нельзя заниматься розничной торговлей без кассового аппарата, зарегистрированного надлежащим образом в налоговых органах. Логично, что ККМ, имеющая уникальный идентификационный номер в налоговом реестре и закреплённая за конкретным ИП или юрлицом, не может быть передана другому лицу, продана или утилизирована просто так. Прежде чем совершить любое из этих действий, кассовую технику необходимо снять с учёта.

Когда может понадобиться снятие кассового аппарата с учёта?

Необходимость перерегистрации или полного снятия ККМ с налогового учёта может появиться как при закрытии организации, так и в процессе ее деятельности. Происходит это в таких случаях:

  1. Замена кассового аппарата на другую модель (более новую и функциональную).
  2. Используемая модель ККМ устарела и вычеркнута из государственного реестра ККТ. Срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет всего 7 лет с момента начала работы.
  3. Продажа, передача в пользование безвозмездно или за плату (в аренду) другому ИП или организации.
  4. Кассовый аппарат не эксплуатируется, но находится в открытом доступе для работников фирмы, посторонних людей. Во избежание несанкционированного применения его нужно деактивировать, если не планируется в будущем использовать его по назначению.
  5. Закрытие ИП, ликвидация юридического лица также служат основанием для снятия кассы с регистрационного учёта.

На что обратить внимание при снятии кассы с регистрации?

Суть всей процедуры заключается в проверке соответствия информации в кассовом журнале и данных, содержащихся в фискальной памяти аппарата, деактивации машины, снятии и передачи на хранение блока ЭКЛЗ (защищенной электронной кассовой ленты). Однако сам процесс в разных регионах и даже в разных инспекциях ФНС может проходить по-своему.

Есть некоторые нюансы, которые необходимо уточнить заблаговременно в конкретном территориальном налоговом органе – именно в том, в котором и регистрировалась ККМ. Многие ИФНС требуют снятия фискальных отчетов специалистом обслуживающего центра только в присутствии инспектора. В таком случае, предварительно договорившись с инженером ЦТО, нужно в определённый день подъехать в свою инспекцию, захватив с собой кассовый аппарат и все подготовленные бумаги.

Некоторые инспекции смотрят на такие строгости сквозь пальцы и не просят привозить к ним техника и кассу. Для них достаточно корректно оформленных документов, главное, чтобы они были предоставлены сертифицированным ЦТО и своевременно предъявлены регистратору.

При «упрощённом» порядке сотрудник центра обслуживания кассовой техники самостоятельно снимает фискальную память и формирует пакет документов для снятия ККМ с учёта. Владельцу кассы остаётся лишь отнести заявление в налоговую (лично или отправить представителя с доверенностью) в этот же день или в трёхдневный срок, в зависимости от правил, установленных в местной ИФНС.

Планируя снимать ККТ с регистрации, необходимо уточнить, вся ли налоговая отчётность сдана на текущий момент, нет ли задолженностей перед бюджетом, оплачены ли счета ЦТО. Желательно внимательно изучить журнал кассира-операциониста на предмет полноты и правильности внесения информации, а также проверить отметки в журнале вызова техспециалиста. Если всё в порядке, пора заняться подготовкой документации.

Перечень документов для ИФНС

ККМ, подлежащая снятию с учёта в ИФНС, должна иметь следующий сопроводительный пакет:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;
  • копия баланса за последний отчётный период (отмеченный налоговой), кассовая книга или книга доходов и расходов (для ООО и ИП соответственно) – данные документы не обязательны, но могут понадобиться для работы налогового инспектора.

В процессе снятия памяти кассовой машины сотрудник ЦТО предоставляет:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • помесячные фискальные отчёты за аналогичный период;
  • отчёт по последней ЭКЛЗ;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

Представитель организации – владельца ККТ предъявляет налоговому инспектору паспорт (доверенность нужна, если это не сам директор или индивидуальный предприниматель) и заполненное заявление. В 2014 году заявление на снятие с учёта ККМ оформляется на универсальном , который с 2012 года един для всех регистрационных действий с ККТ (при постановке на учёт и внесении изменений в регистрационные карточки).

Порядок снятия ККТ с учёта

Итак, перечислим основные действия по снятию с учёта кассовой машины:

  1. Уточняем нюансы работы «своей» налоговой.
  2. Готовим комплект документов.
  3. Обращаемся в ЦТО для согласования и проведения процедуры.
  4. Наносим визит в ИФНС.

Как видно, инструкция по снятию ККМ с учёта проста и понятна, а сам процесс не занимает много времени. При удачном стечении обстоятельств поход в налоговую не займёт больше 15 минут. Если же отдел регистрации касс не отличается скоростной работой или принимает всего несколько дней в неделю, тогда придётся подождать до 5 дней.

После этого с кассовым аппаратом можно делать всё что угодно: подарить, отдать в аренду, продать или сдать на комиссию в ЦТО. Правда, это касается только тех машин, которые ещё числятся в госреестре: они оснащаются новой памятью и вновь вводятся к эксплуатацию. Аппараты, у которых вышел срок амортизации (7 лет) дальнейшему использованию не подлежат.

Блок ЭКЛЗ на случай камеральной проверки должен храниться в организации в течение 5 лет после снятия с регистрации.

Снятие с учёта кассовых аппаратов и фискальных регистраторов в налоговых органах производится в следующих случаях:

  • по окончанию срока эксплуатации;
  • истечению срока применения модели ККМ, указанного в Госреестре ККМ, используемых на территории РФ;
  • реорганизации предприятия (юридического лица);
  • изменения юридического адреса или места жительства предпринимателя без образования юридического лица, при котором необходимо поменять налоговую инспекцию;
  • при смене собственника (владельца) применявшего машины;
  • а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в организации – владельца.

Для снятия ККМ с регистрации необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • карточка регистрации ККМ;
  • журнал кассира- операциониста с записью общей суммы выручки за период регистрации ККМ или её эксплуатации;
  • технический паспорт;
  • ККМ, снимаемые с регистрации;
  • доверенность (если организацию представляет не руководитель);
  • оправдательные документы по неправильно отпечатанным суммам с приложенными чеками и заявлениями покупателей по возврату денежной суммы за некачественный товар (форма № КМ - 3).

Образец заявления на снятие ККМ с регистрации приведен в Приложении 17.

Налоговый инспектор снимает отчет с фискальной памяти, как правило, за отчетный период: месяц, квартал, год. Фискальный отчёт может быть полным или кратким. Данные фискального отчета сравниваются с данными бухгалтерского учёта и отчетности. Это делается с целью определения правильности учёта денежной выручки владельцем ККМ.

Если владелец ККМ снимает с учёта не все кассовые машины из нескольких, находящихся на учёте в налоговой инспекции, и сумма фискального отчета с этой ККМ совпадает с итогом по журналу кассира - операциониста, то налоговый инспектор не требует от организации (предпринимателя) снятие фискальных отчётов со всех зарегистрированных ККМ.

Снимаемые с учёта ККМ должны находиться в исправном состоянии.

В противном случае они должны быть приведены в рабочее состояние. Без фискальных отчётов налоговому инспектору запрещено снимать кассы с регистрации. В случае аварии накопителя фискальной памяти и невозможности установления его содержания даже на стенде в ЦТО, владелец ККМ должен предоставить контрольные ленты.

После снятия ККМ с учёта налоговый инспектор делает отметки о снятии в техническом паспорте, книге учёта контрольно - кассовых машин и карточке регистрации ККМ. В журнале кассира – операциониста, записываются показания фискальной памяти. Эти данные владельцу ККМ будут необходимы при составлении или заполнении декларации или других отчётных бухгалтерских документов.

Карточка регистрации ККМ с заявлением, и фискальными отчётами остаются в налоговой инспекции и подшиваются в папку. Эти данные хранятся в инспекции в течение трех лет, а затем уничтожаются в установленном порядке. В базу данных также заносятся сведения о снятии кассовых аппаратов с учёта. При необходимости, в случае выявления расхождений между данными указанными в фискальном отчете и данными, указанными в журнале кассира – операциониста, снятие с учета ККМ оформляется актом согласно Приложению 18. Текст акта может изменяться в связи с выявленными расхождениями и нарушениями.

Материал softbalance.ru (ГК Софтбаланс)

1 июля 2017 года ФНС в одностороннем порядке снимет с учета все ККТ с ЭКЛЗ. Об этом сказано в письме ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017.

«Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) (далее – контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ) зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

При этом контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета с 01.07.2017»

Что это означает для владельцев касс и можно ли им будет продолжить работу?

«Следует учитывать, что в случае, если контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, снята с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 01.07.2017, и ввиду отсутствия возможности применения контрольно-кассовой техники по новому порядку, при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), то указанные организации и индивидуальные предприниматели к административной ответственности не привлекаются»

На владельцев ККТ возлагается ответственность за предоставление в налоговые органы фискальных отчетов:

«При этом налоговые органы сообщают таким пользователям контрольно-кассовой техники о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с контрольно-кассовой техники, несоответствующей требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, до момента осуществления ее модернизации »

Снятие ККТ с регистрационного учета это регламентированная процедура, порядок которой может изменяться по внутренним правилам региональных подразделений ФНС. Но его основные этапы, как правило, состоят из:

Подготовки пакеты сопроводительных документов:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке ККТ на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;

Подготовка фискальных отчетов и актов по итогам работы ККТ от сотрудника ЦТО:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

При этом налоговый инспектор проверяет данные в журнале кассира-операциониста с данными фискальных отчетов, полученных из ККТ. Сами фискальные отчеты по правилам снимает сотрудник ФНС из специальной утилиты используя пароль налогового инспектора. Но, как правило во многих регионах эту операцию за них выполняют сотрудники ЦТО. И только после проверки всех документов ККТ снимают с учета в базе ФНС, о чем и выдают соответствующие документы и делают записи в паспорте ККТ.

Документы по кассе и ЭКЛЗ предприятие обязано хранить у себя в течении 5 лет и предоставлять по требованию проверяющих органов.

Выход письма ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017 вызывает множество вопросов.

1. Если ККТ с ЭКЛЗ продолжает работу после 01.07.17 и до момента модернизации (замены), то когда с нее снимать фискальные отчеты?

Напомним, что фискальные отчеты должны соответствовать записям журнала кассира-операциониста и отражать все операции, производимые на кассе, иначе налоговый инспектор просто не сможет их проверить. Но с 01.07.17 старый порядок работы с ККТ отменяется (включая требования по заполнению журнала). Согласно письму ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017, после 01.07.17 такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), т.е. в режиме принтера товарных чеков. Если с 01.07.17 перестать заполнять кассовую книгу, а фискальные отчеты снять и сдать позже, то как инспектор их примет?

Мы советуем после 01.07.17 продолжать выполнять на кассе все операции в обычном режиме. И кассовый журнал тоже вести в обычном режиме. И уже непосредственно перед модернизацией или замены ККТ снять фискальные отчеты.

2. Закрытие архива ЭКЛЗ приведет к блокировке ККТ. Как этого избежать?

Операция закрытия ЭКЛЗ и ее передача на хранение входит в обязательные при снятии ККТ с учета. Но после этого чтобы продолжить работу на кассе в нее необходимо установить и активировать новую ЭКЛЗ или отключить режим ее использования. Поэтому чтобы продолжить работу на кассе, как это рекомендует ФНС, архив ЭКЛЗ лучше не трогать и закрыть его вместе со снятием фискальных отчетов перед переходом на работу по новым правилам.

3. Сколько времени дается предприятию на предоставление в ФНС фискальных отчетов о снятии ККТ с учета?

Этот период нигде не зафиксирован. Логично, что пока ККТ продолжают использовать в режиме чекового принтера до момента получения новой кассы или модернизации старой, операции по закрытию архива ЭКЛЗ произвести затруднительно, а значит и сдать фискальные отчеты тоже. Поэтому при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, срок использования старой ККТ и сдачи отчетов по ней могут быть сопоставимы. При этом при сдаче отчетов после 01.07.2017 мы рекомендуем при визите в налоговую иметь при себе документы, подтверждающие вашу добропорядочность (договор поставки ФН и платежное поручение об его оплате с датой до 01.07.2017).

4. Какой штраф предусмотрен за не предоставление фискальных отчетов после снятия ККТ с учета ФНС в одностороннем порядке?

Штрафы за такое нарушение не предусмотрены. Однако те документы, которые выдает налоговой инспектор при снятии ККТ с учета, могут быть затребованы ФНС при плановых и внеплановых (встречных) проверках. Поэтому мы рекомендуем выполнить все операции по снятии ККТ с учета в полном объеме.

5. Что делать если ФНС снимет кассу с учета по своей базе 01.07.2017, а фискальные отчеты будут за другую, более позднюю дату?

Кассовый аппарат – обязательный атрибут предпринимательской деятельности. Часто используются названия ККА (контрольно-кассовый аппарат), ККМ (контрольно-кассовый механизм, модуль, машина), ККТ (контрольно-кассовая техника), РРО (регистратор расчетных операций). Независимо от фирмы производителя и названия, он подлежит фиксации в налоговой службе.

Практически не возникает вопросов об особенностях его функционирования. Но снятие ККМ с учета происходит не часто, поэтому, столкнувшись с такой задачей, возникает много противоречий. Рассмотрим особенности и порядок отмены регистрации ККМ.

Причины снятия ККТ с регистрации

Провести повторную регистрацию или полностью снять ККТ с учета в органах налоговой службы можно и в процессе организационной деятельности предприятия и при его ликвидации.

Возникнуть такая необходимость может в следующих случаях:

  1. физическое или юридическое лицо подает заявление о просьбе отменить регистрацию кассового аппарата;
  2. переход на безналичный взаиморасчет контрагентов;
  3. ККМ был украден;
  4. смена владельца предприятия;
  5. окончание срока службы ККМ (дата указана в паспорте регистратора операций);
  6. окончание срока амортизации ККМ (дата устанавливается законодательством);
  7. ККМ был использован не по области применения, указанного в госреестре;
  8. обнаружено несоответствие версии, марки или классификации программного обеспечения, которые прописаны в госреестре;
  9. регистрационные документы физического или юридического лица признаны недействительными по решению суда;
  10. закрытие предприятия;
  11. банкротство;
  12. прекращение деятельности, не связанное с процессом банкротства;
  13. смерть, признание недееспособным, без вести пропавшим предпринимателя;
  14. предприниматель ограничен в своей дееспособности.

В первых четырех случаях снятие с учета происходит при подаче заявления от субъекта хозяйственной деятельности. В остальных ситуациях соответствующие методы могут быть применены принудительно органами налоговой службы или же при подаче заявления предпринимателем.

Особенности процедуры

Сущность отмены регистрации основана на проверке сведений в кассовой книге и информации, которая занесена в память ККМ. Регистратор расчетных операций деактивируют, снимают пломбу, затем блок кассовой ленты направляется на хранение. Алгоритм выполнения таких действий может отличаться в разных регионах и даже налоговых службах.

Поэтому перед подачей документов некоторые аспекты лучше уточнить в фискальных органах в месте регистрации ККМ. Некоторые службы требуют снятия финансовых отчетов работником сервисного центра исключительно в присутствии налогового инспектора. Это означает, что со специалистом центра технического обслуживания необходимо договориться предварительно, не забыв захватить с собой все документы и отчеты.

Другие налоговые службы позволяют инженеру сервисного центра произвести все операции самостоятельно, передавая доверенность. Главное требование – правильно оформленная документация и своевременная их передача в органы фискальной службы.

Не забудьте! Планируя снять ККМ с учета, проверьте финансовую отчетность, отсутствие задолженности перед контрагентами и оплату текущих счетов.

Просмотрите заключение специалиста центра технического обслуживания, доверенность, правильность и полноту заполнения всех бланков, записи в журнале вызова. Если ошибки и неточности не обнаружены, переходите к сбору всех документов.

Порядок и основные действия при снятии с учета ККТ

После работы с ККТ работник сервисного центра предоставляет две копии акта по форме КМ-2 о произведенных действиях.

После данной процедуры необходимо заполнить заявление о просьбе отменить регистрацию ККТ.

Основные поля, которые необходимо заполнить:

  • тип ККМ;
  • марка регистратора расчетных операций;
  • регистрационный номер;
  • дата производства аппарата;
  • информация о владетеле;
  • название точки торговли (необязательно заполнять);
  • причины отмены регистрации ККМ.

После заполнения заявления подготовьте итоговый пакет документов:

  • технический паспорт ККТ;
  • карта регистрации ККТ;
  • книга кассира-операциониста и договор об обслуживании;
  • акт по форме ККМ-2 (заключение инженера сервисного центра);
  • акт по форме ККМ-3 «Возврат финансовых средств контрагентам при неиспользовании чеков» (или если определенные чеки были пробиты ошибочно);
  • краткий финансовый отчет за период деятельности;
  • акт о передаче кассовой ленты на хранение;
  • поквартальный финансовый отчет за последний год;
  • договор с центром технического обслуживания.

Внимание! Сам кассовый аппарат представлять в налоговую службу нет необходимости.

После принятия документов инспектор в течение 5 рабочих дней осуществляет проверку предоставленной информации.

Заключительный этап

После проверки специалист формирует акты, которые подтверждают снятие с учета ККМ. После окончания всех процедур кассовый аппарат больше не понадобится. Его можно дать в пользование другому физическому или юридическому лицу. Некоторые центры технического обслуживания принимают такие аппараты на комиссию. Их оснащают новой памятью и выдают в пользование другим контрагентам.

Кассовая лента должна храниться 5 лет на случай камеральной проверки.