Система методов и приемов обучения. Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают

Приём "Шапка вопросов"

Данный приём педагогической техники, автором которого является А.П. Ершова (соавтор В.М. Букатова по известной книге о театральной педагогике) был показан и описан не только для использования при работе с литературным текстом, но в том числе и в других педагогических ситуациях.

Итак, суть приёма в следующем.

Ученик формулирует вопросы по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку.

Таких шапок – три.

1.В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста;

2. В другую - выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах;

3. В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить.

Как видим, данный приём отчасти перекликается с теми интерактивными приёмами, которые помогают организовать самостоятельную работу учеников с учебным материалом.

Однако ШАПКА ВОПРОСОВ, как приём требует некоторой формализации, чтобы сделать его универсальным.

Во-первых, необходимо чётко сформулировать перед ребятами учебные задачи.

Во-вторых, сформулировать таким образом, чтобы данные задания можно было выполнить на всех учебных предметах.

Первая шапка

Сюда размещаются вопросы, требующие репродукции знаний.

Вопрос на репродукцию знаний по данной теме.

Они могут начинаться со слов

Когда..?

Сколько..?

Кто..?

Что..?

Или формулируются вопросы о так называемых процессуальных знаниях.

Почему..? (поиск причинно-следственных связей)

Как..? (описывающие какие-то процессы)

Итак, вопросы первой шапки позволяют упрочить и увеличить знаниевый багаж.

Вторая шапка

Можно предложить ребятам формулировать вопросы, которые бы формулировались бы по следующему алгоритму:

«Я считаю, что … А ты как думаешь (считаешь)?»

Вопросы второй шапки тоже важны, т.к. они призывают высказать оценочные суждения.

Третья шапка

Может содержать следующие задания:

  • Запишите те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить.

или

  • Сформулируйте вопросы по данной теме, на которые нельзя найти ответ в тексте учебника .

Эти вопросы могут начинаться со слов “Я не знаю…”

Вопросы третьей шапки позволяют ученику оценить свой уровень знаний и в то же время направить на расширение своего кругозора.

Метод свободных ассоциаций

Продуктивнее работать в небольших группах, поэтому, если класс большой, лучше разделить его на 2-3 группы. Затем ставится определенное задание по теме. Задание должно подразумевать многовариантность. Ученики начинают называть слова, которые приходят на ум: первые попавшиеся, пусть даже самые невероятные - в общем, все, что выражает их отношение к заданному вопросу, теме, ключевому слову. Все слова и ассоциации фиксируются на доске (бумаге). Затем начинается этап анализа: ученики должны попробовать объяснить возникшую ассоциацию, привести пример, развить идею.

Варианты использования метода "свободных ассоциаций"

1. Для развития творческого мышления

Например, при изучении художественного текста - читаете текст не до конца. Затем предлагаете ученикам "набросать" слова, мысли, идеи, образы, которые возникают в голове после прочтения части текста.

Допустим, читаете сказку "Колобок" до того момента, как герой встретил Лису. Теперь останавливаетесь и предлагаете детям поработать по методу свободных ассоциаций. Какие ассоциации у них возникают при слове "лиса"? Возможные ответы: рыжая, хитрая, милая, красивая, пушистый хвост, охота, хищник и т.д. Главное - не останавливать поток.

Теперь нужно попытаться объединить слова и на их основе придумать возможную концовку. Вариант: Хитрая и ловкая хищница не упустит своего шанса и обманет Колобка.

2. Для развития памяти

Здесь несколько другой алгоритм работы.

Предлагается ряд слов, которые, на первый взгляд, никак не связаны. Например: кофе - собака - море.

Теперь ученики должны по очереди представлять себе образы и пытаться их связать. Варианты могут быть самые невероятные и фантастические. Например, ароматный, свежий кофе в яркой большой кружке ранним пасмурным утром. На улице дождь, а в комнате стоит эта кружка с кофе и манит, обещая наслаждение.

Чем ярче будет картинка в голове, тем лучше. Представили образ? Теперь переходим к следующему слову. Появляется собака. Она может быть любого размера, любого цвета (даже зеленая в оранжевую полосочку), она может быть плюшевая и т.д. Собака подходит к кружке и опрокидывает ее. Важно как можно ярче представить себе эту картинку.

Суть в том, что если после создания такого яркого видеоряда в мыслях, ученики без труда вспоминают все заданные слова и порядок их расположения в списке.

Прием "Коллекционер"

Этап №1. Собирание коллекции.

На этапе подготовки к уроку ученикам дается задание: собрать как можно больше предметов, связанных с будущей темой урока. Для урока литературного чтения, к примеру, можно предложить собрать коллекцию портретов писателя или изображения героев литературного произведения. Для урока окружающего мира- коллекцию листьев разных деревьев, полезных ископаемых, растений.

Этап №2. Оформление альбома для коллекции

Все предметы коллекции вклеиваются в альбом с обязательным описанием. Описание можно заранее ограничить шаблоном. Например, ученики собирают предметы или изображения, которые демонстрируют одну из природных зон. В альбоме это можно оформить в следующей форме:

  • Местоположение
  • Животный мир
  • Растительный мир
  • Население
  • Природоохранные мероприятия

Прием «Перевод с русского на русский» (на слух)

Один из приемов, развивающий не только мыслительную деятельность, но и чувство юмора. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы.

Две-три пословицы, «переведенные» на язык терминов.

Например: Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит). Этот продукт, приготовленный их крупы, не станет хуже, если добавить в него то, что получается при переработке молока.(Кашу маслом не испортишь)

Прием «Хорошо – плохо»

Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные УУД: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Его хорошо использовать на любом уроке. Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:уменьшилась популяция волков.

Уменьшилась популяция волков -это хорошо, потому что волки хищники

Уменьшилась популяция волков- это плохо. Волк уничтожает больных животных.

Прием «Письмо по кругу»

Этот приём применяется для организации совместной рефлексии, для активного повторения изученного. Он помогает определить направления для дальнейшего изучения, определить противоречия в отношении той или иной проблемы. Участники делятся на группы по 3-4 человека. Перед каждым лежит чистый лист бумаги. Участники записывают тему сообщения (рефлексии, эссе, совместного доклада и т.д.). Например, «Имя прилагательное».

Затем, каждый участник, на своем листе, записывает предложение, в котором излагает свои мысли (свои сведения) по данной теме. Написав одно-два предложения, он передает лист по часовой стрелке другому участнику. Другой участник читает написанное до него (может кое-что уточнить у своего соседа) и, основываясь на стиле и содержательной направленности предыдущего предложения, продолжает писать текст. Таким образом, после того, как лист «пройдет» круг, то на нем будет записано не менее трех предложений. Обычно лист должен «пройти» три круга, чтобы получилось развернутое сообщение. В заключении, сообщения зачитываются внутри малой группы. Наиболее показательное, по мнению группы, сообщение зачитывается перед всеми.

Стратегия решения проблем И.Д.Е.А.Л.

Данная стратегия включает в себя пять этапов:

1. Формулировка проблемы

На первом этапе проблема формулируется в самом общем виде. Например: чтобы не ошибиться в написании гласной буквы на месте безударного гласного звука в корне её нужно проверить.

2. Формулировка проблемы в виде вопроса

На втором этапе учащиеся формулируют проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова "как проверить..." и в нем должны отсутствовать негативные конструкты (частица "не", например).

3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы этот этап осуществляется посредством использования "мозговой атаки". Любая критика здесь запрещена. Важно количество - чем больше, тем лучше (можно использовать кластеры).

4. Выбор наилучших вариантов

Теперь учащиеся, "взвесив" все "за" и "против", выбирают наиболее лучший(-ие) вариант(-ты) решения проблемы.

5. Планирование осуществления решения.

На последнем этапе учащиеся разрабатывают план осуществления своего решения.

Прием «Вертушка»

При применении данного приёма учащиеся не пассивные слушатели, получатели новых знаний, а активные исследователи. В процессе работы они учатся отстаивать аргументировано свою точку зрения, сотрудничать.

Класс учащихся делится на подгруппы по 3-5 человек. Каждой группе раздается рабочий лист с номером.

Примеры:

Рабочий лист по теме: Группа №1

Особенности

Или

Рабочий лист по теме: Группа №1

Характеристика

Или

Рабочий лист

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит:

  • от цели и содержания предстоящей НОД.
  • от оснащенности педагогического процесса.
  • от личности педагога, его способностей и ответственности.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения . В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы . Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно

Методы

Словесные:

Рассказ педагога,

Чтение художественной литературы.

Наглядные:

Наблюдение

Демонстрация, рассматривание картины, репродукции.

Практические:

Упражнение,

моделирование.

Дидактические игры,

Воображаемая ситуация в развернутом виде.

1. Наглядные методы:

Наблюдение,

Демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях, а также в незапланированных ситуациях.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям .

В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений :

1. Длительные - дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта.

2. Кратковременные — занимает небольшой отрезок времени.

3. Повторные — многократное наблюдение за одним объектом.

4. Сравнительные — для сравнения предлагаются два наблюдаемых объекта и больше.

дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А.Флерина, Е.И.Радина, П. Г. Саморукова и др.), а именно:

Объект наблюдения должен быть интересен для детей.

Объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности.

Педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей.

Детям дается целевая установка для наблюдения.

Усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей.

Обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

Наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы . Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов .

Данный метод влияет на развитие :

  • Наблюдательности,
  • Мыслительных процессов (сравнение, различение, обобщение, анализ).
  • Обогащение речи,
  • Воображение,
  • Творческую деятельность ребенка,
  • Расширение кругозора.

Виды картин :

  • специально созданные дидактические картины.
  • Репродукции картин известных художников.
  • Книжная графика.
  • Предметные картинки.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. После просмотра проводится беседа по ранее подготовленным вопросам.

Очень важен порядок вопросов , посредством которых педагог руководит рассматриванием картины.

1. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»).

2. Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия).

3. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами.

Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

2. Наглядные приемы

В обучении детей используются наглядные приемы обучения:

  • показ способов действий - раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным.
  • показ образца. - используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному.

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов).

Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.

3 .Практические методы обучения.

Практические методы обучения - это такие методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Ведущие практические методы обучения

Упражнение,

Опыты и экспериментирование,

Моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Типы упражнений :

- подражательные упражнения - ктаковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др.

- конструктивные упражнения - в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.

- творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы.

Дидактические правила проведения упражнений таковы:

3. ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать,

4. показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением,

5. для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования.

6. выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога.

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка , направленные на определенный результат.

Например, воспитатель организует несложный эксперимент , в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства (плавают-тонут ) различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление.

Выявление скрытых признаков предметов осуществляется с помощью элементарных опытов . В ходе их педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега - в воду; опыты с песком и глиной, с воском .

Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

Метод моделирования разработан: Д Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения : реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей:

Звуковому анализу слов (Л. Е. Журова),

Конструированию (Л. А. Парамонова),

Для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева),

Представлений о труде взрослых (В. И. Логинова Н М.Крылова) и др.

Виды моделей :

1. Предметные - воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.(технические игрушки).

2. Предметно-схематические - существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. (календарь природы).

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков символов.

4. Игровые методы:

Игровые методы:

Дидактическая игра,

Воображаемая ситуация в развернутом виде,

Игровые приемы:

Внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий,

Загадывание и отгадывание загадок,

Введение элементов соревнования,

Создание игровой ситуации.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков :

  • переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием.
  • от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию.
  • Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

Дидактическая игра является наиболее распространенным игровым методом Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П. Усова, В.Н.Аванесова).

  • Первая функция - совершенствование и закрепление знаний.
  • Сущность второй функции - дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Воображаемая ситуация в развернутом виде : с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы : внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.

Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух).

К игровым приемам такжеотносятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).

5. Словесные методы и приемы

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию , ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Словесные методы :

Рассказ педагога,

Чтение художественной литературы

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль , если он не перегружен деталями , а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, В.А.Осеевой и др.), рассказы педагога из личного опыта.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Требования к рассказчику :

Свободное владение материалом.

Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.

Выразительность речи.

Требования к рассказу:

Художественность формы

Динамичность содержания

Новизна

Необычность информации.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу . В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина).

Виды бесед

Этические - воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Познавательные - тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям :

Вводные беседы - готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

Обобщающая (итоговая) беседа - проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Чтение художественных произведений.

Предполагает ряд требований :

  • Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
  • Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
  • Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа).
  • После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
  • В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие :

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов (А.И.Сорокина):

Требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);

Побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).

Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера — М.Н.Скаткина:

Объяснительно-иллюстративный метод,

Репродуктивный метод,

Метод проблемного изложения,

Частично-поисковый, или эвристический, метод,

Исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского , включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие метода обучения является весьма сложным. До сих пор в педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки.

Слово «метод» в переводе с греческого означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения»:

– способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленный на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский);

– путь или способ достижения целей, решения задач образования (И.П. Подласый);

– апробированная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся (В. Оконь).

В педагогической энциклопедии 1965 года издания дается следующее определение методов обучения: «способы работы учителя и учащихся при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности»1.

Поэтому современное определение метода об. учения будет следующим.

Метод обучения – это способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования 2.

Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания.

Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.

С понятием «метод» связано понятие «прием». Считается, что прием – это составная часть метода, его деталь. Так, например, лекция – это метод обучения, а сообщение ее плана – это прием, активизирующий внимание учащихся и облегчающий восприятие учебного материала.

Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т. п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

Приемы, соответствующие методу проблемно-го изложения:

  • контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
  • предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
  • фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;
  • предъявление учащимся конфликтного примера.

Поскольку методы обучения имеют ряд характеристик, их можно классифицировать по множеству оснований. Это обстоятельство предполагает наличие различных подходов к классификации методов обучения. Проблема классификации методов обучения приобрела особую остроту в 60–70-е годы XX столетия. Не было ни одного крупного отечественного дидакта, который не высказывал бы свою точку зрения по этому вопросу. Е.И. Петровский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники , из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические . И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделили следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие): рассказ, лекция, объяснение работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
  • репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму. программирование;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковый, или эвристический метод;
  • исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация известного белорусского педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет пять групп методов обучения:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение. школьная лекция, беседа; иллюстрация и демонстрация при устном изложении изучаемого материала;
  • методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторная работа;
  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Дискуссия по проблеме классификации методов обучения значительно выдвинула педагогическую науку вперед, поскольку различные точки зрения отражали естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Вместе с тем, нельзя не признать, что несмотря на все предпринятые попытки, на сегодняшний день в дидактике общепринятая классификация методов обучения отсутствует.

Характеристика основных групп методов обучения.

Дидактические исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Широкую известность о педагогической науке получила классификация, предложенная И.Е Петровским, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.. Они считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе ученые выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам обучения относятся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа.

Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы.

Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего рассказ используется при предъявлении учебного материала, который носит описательный характер. Например краткая биография писателя на занятиях по литературе, материал о географическом положении и природных условиях той или иной страны по географии и истории, факты и примеры, относящиеся к истории научных открытий по физике, химии, математике.

Рассказ как метод применяется на всех этапах школьного обучения. Он активизирует восприятие, развивает интерес, любознательность, воображение и мышление.

В явном виде рассказ используется в основном на этапе ознакомления с новым материалом для создания целостного представления учащихся. На последующих этапах – сочетается с другими методами.

Эффективность метода обеспечивается продуманностью плана рассказа, последовательностью изложения материала, обоснованностью используемых примеров и фактов, применением приемов сравнения и сопоставления, ясностью, эмоциональностью, продолжительностью работы (от 10 до 15 мин.), наличием выводов.

Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения.

Применяется метод объяснения при раскрытии значения слов и понятий, принципов действия различных устройств, при изучении нового материала, построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей, изложении теоретических положений, раскрывающих сущность явлений природы или общественной жизни.

Эффективность метода объяснения зависит от глубокого знания научного компонента содержания учебных дисциплин, четкой постановки задач, определения сущности привлекаемой проблемы, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации, построения доказательств, точности формулировок; глубины и доступности изложения, коррекции полученных учениками знаний; учета индивидуальных и психологических особенностей учащихся, мобилизации внимания детей.

Метод объяснения используется для работы со всеми возрастными группами. Более эффективным является в средних и старших классах. Это обусловлено большей развитостью у учащихся абстрактного мышления и возрастающим усложнением учебного материала.

Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Начиная же с 7–8-х классов учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 минут урока, а иногда и весь урок. Поэтому применяют лекционную форму.

Слово лекция латинского происхождения и в переводе на русский язык означает чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста (конспекта) восходит к средневековым университетам. Например, в Англии до настоящего времени считается обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое значение, и понятие лекция означает не столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. Лекция применяется также в общеобразовательной школе. Школьная лекция предполагает, что учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Поскольку лекция принадлежит к форме и методу устного изложения знаний учителем, возникает вопрос об ее отличии от рассказа и объяснения. Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами. Она в сравнении с рассказом и объяснением характеризуется также большей научной строгостью изложения.

Выделяются следующие виды лекции:

– традиционная лекция – материал предъявляется в основном в готовом виде;

– проблемная лекция или лекция проблемного характера – формулируется научная или практическая проблема (направления развития, способы и варианты, проблемы, прогнозируемые последствия);

– лекция-беседа или разговорная лекция – применяется в случаях, когда слушатели владеют определенной информацией по проблеме или готовы включиться в ее обсуждение.

Лекционная подача материала обеспечивает законченность и целостность его восприятия. Учащиеся включаются в процесс активных мыслительных действий и динамического «вживания» в реальность излагаемого (факторов, явлений, событий, исторических эпох, позиций героев, мир мыслей героев и идей ученых). Развивается устойчивое произвольное внимание, целеустремленность, навыки конспектирования.

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. В отличие от них беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Главный смысл беседы – побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них идей, законов выводов, и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь четкую последовательность и направленность, что позволит учащимся осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод обучения не может обеспечить достижения всех дидактических целей, в частности формирование практических умения и навыков. Поэтому целесообразно применять в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении новых знаний может идти индуктивным (т.е от частных известных наблюдаемых явлений к общим выводам) или дедуктивным путем (от общего положения к частным случаям).

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: вводные или вступительные (организующие); сообщения новых знаний; закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Вводная беседапроводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Такого вида беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

При сообщении новых знаний беседастроится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов (катехизическая). Она способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся у них знаний и жизненного опыта к усвоению новых знаний, определению понятий, поиску метода решения задачи. Грамотно организованная беседа создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал «открытие», проделал сложный путь к научной истине.

Закрепляющие беседыприменяются для углубления, обобщения и систематизации знаний. Они как правило проводятся в конце урока изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные беседымогут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоения знаний у учащихся, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности вопросов, их логической последовательности. Вопросы должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся. Со стороны учащихся ответы должны быть осознанными, и аргументированными и правильно сформулированными.

Дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию существующих подходов к аргументации чужой и своей позиции. Применение учебной дискуссии предполагает обстоятельную предварительную подготовку учащихся, как в содержательном, так и в формальном плане, а также наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Дискуссия опирается на знания и умения выразить мысль, убедить оппонентов. В процессе учебной дискуссии проявляются умения учащихся ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образцы аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию.

Учебная дискуссия как метод обучения хорошо зарекомендовала себя в старших классах общеобразовательной школы, гимназиях и лицеях. Она развивает у учащихся дивергентное мышление, рефлексию и интуицию.

Работа с учебником. Учащимся в процессе обучения очень трудно запомнить всю получаемою информацию. Им следует запомнить фундаментальные положения, на которых основываются занятия по тому или иному учебному предмету. Более частные положения школьники должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого лица, что лучше развивает самостоятельность мышления.
  • составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
  • тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.
  • цитирование – дословная выдержка из текста.
  • аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
  • рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
  • написание справки – представление сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и др.
  • составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного.
  • составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
  • заполнение матрицы идей – определение сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Работа с книгой всегда дополняется другими методами обучения. Отбор книг для организации учебного процесса осуществляется на основе рекомендаций методистов и учителей предметников.

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, метод иллюстрации и метод демонстрации. Их главная особенность заключается в том, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы довольно часто сочетаются со словесными методами обучения. Их цель – подкрепление информации, данной учителем, но они могут быть использованы с элементами проблемного обучения, иметь творческий характер.

Как метод обучения наблюдение представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроке, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: разработка памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования и обработки данных наблюдения и их использования и т.д. Он способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное, организующее и воспитательное значение.

Метод иллюстрации предполагает рациональное применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов. Структурное изображение информации на учебной доске, компьютерные презентации обеспечивают эффективное восприятие информации.

Метод демонстрации заключается в показе действий реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок. Постановка опытов и проведение экспериментов, показ процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (материалов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.) также относятся к методу демонстрации.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статистике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

Эффективность метода достигается при активном участии в его осуществлении учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты», изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.

Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного; приобретению как теоретических, так и практических навыков и умений; развитию познавательной активности и мотивации к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

По Занкову, известны четыре формы сочетания средств наглядности: показ и объяснение, словесное выступление и подтверждение сказанного наглядностью, показ и словесное сопровождение демонстрации, создание с помощью слова образа воображения.

При проведении демонстраций необходимо акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойства объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения. Возможно также дополнение демонстрации раздаточным материалом, сделав соответствующие комментарии.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к иллюстративным, так и к демонстрационным. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютера и др.) расширяет возможности наглядных методов обучения. В частности, применение компьютера позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше были абстрактными. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) отбор средств наглядности необходимо продумать, и показывать ее следует в умеренном темпе и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их цель – сформировать у школьников практические умения и навыки. Практические методы подразделяются на: упражнения, лабораторные и практические работы.

Метод упражнений . Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые . При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую деятельность.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются преимущественно для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Письменное упражнение способствует развитию логического мышления учащихся, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения необходимо сочетать с устными и графическими упражнениями.

К графическим упражнениям относятся действие учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовлению альбомов, плакатов, стендов, выполнению зарисовок при проведении лабораторно-практических работ и экскурсий.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными в контексте решения учебных задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений (сначала предъявляются упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем, – на воспроизведение и применение ранее усвоенного материала, после этого на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации и на творческое применение знаний). Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют и развивают у учащихся воображение способности к догадке, интуицию.

Метод лабораторных работ способствует более глубокому усвоению теоретических знаний, приобретению умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы «добывания» знаний, ранее полученных наукой. Лабораторный метод предусматривает проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе. Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, определить иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.

Метод лабораторных работ является одним из доминирующих естественнонаучных учебных дисциплин: математики, физики, химии, биологии и др. По отдельным темам лабораторные работы можно успешно проводить и по другим предметам: истории, языкам, изобразительному искусству и др

Метод практических работ. Способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных знаний, вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.

В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, приучают к аккуратности, рациональности действий.

ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ

конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П. о.

Реальная обучения состоит из определённых приёмов. На уровне уч. предметов сочетания приёмов составляют методики и даже целостные метод. системы. Поскольку П. о. по каждому уч. предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности являются обще-дидактич. метод. конкретно воплощаемый данным П. о., и организуемая познават. деятельность. При этом одни П. о. способны служить осуществлению ряда методов, т.е. меняют свою пед. сущность, другие - обслуживают только один метод. Так, приём работы с учебником, картой, графиком может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследоват. методы; приём неоднократного переформулирования учителем данного им объяснения явления обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод и т. д. Но сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактич. методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В частнопредметном методе обучения, т.е. методе, специфическом для каждого уч. предмета, наборы П. о. вариативны, зависят от конкретного содержания уч. материала и предполагаемого уровня усвоения. В рамках одной и той же цели конкретная методика обучения включает множество сочетаний разл. П. о., что создаёт условия для выбора учителем приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. и их сочетаний обусловлен особенностью содержания (готовые , навыки и умения, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения), способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная уч. ситуация.

Актуальной проблемой является создание системы П. о. по каждому уч. предмету, соответствующих дидактич. системе методов обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы методистов и учителей, характеризуя их индивидуальный облик и метод. почерк.

Лит.: Ительсон Е. И., Приемы и методы обучения, СП, 1972, №2; Харьковский 3. С., Чу раков а Р. Г., Методы и приемы обучения, в. 1-3, 1973-77; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981. И. Я. Лернер


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ" в других словарях:

    ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ - ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ. Конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. В структуре каждого метода… …

    Приёмы обучения - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической… … Педагогический терминологический словарь

    приём - а; м. см. тж. приёмный, приёмчик 1) к принять принимать 1), 9), 11), 16) Приём заявлений. Приём и сдача дел. Приём на подгот … Словарь многих выражений

    ПРИЁМ - ПРИЁМ. Базисная категория методики, наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя, «элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия» (Ляховицкий,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    приём - ПРИЁМ, а, м Способ действий при выполнении, осуществлении чего л. Приемы обучения … Толковый словарь русских существительных

    Приём Хартманна - Эрих Хартманн нем. Erich Alfred Hartmann 19 апреля 1922 20 сентября 1993 Прозвище Bubi Белокурый рыцарь Черный Дьявол … Википедия

    При искусственном освещении - 11.16 При искусственном освещении в учебных помещениях должны обеспечиваться нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Методы активного обучения - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

    Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) - Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Коммерческая география России. Теоретические основы курса и методика обучения , Е. Л. Плисецкий. В монографии впервые в современной географической и экономической литературе дается обоснование нового научного и образовательного направления - коммерческой географии, формирующегося на… Купить за 713 грн (только Украина)
  • Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии современного образования в начальных классах , В. М. Букатов, А. П. Ершова. Использование социо/игровых приёмов на занятиях пробуждает интерес детей друг к другу. Но оно помогает и учителям в их способности понимать своё и детское поведение. А следующим шагом - уметь…

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеют,их разные основания: по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические), по способам взаимодействия обучающих и обучающихся (объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский). Нами рассматривается классификация, в основании которой лежит направленность методов на решение тех или иных дидактических задач. Пользуясь ею, преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкрегном этапе обучения: в процессе первичного ознакомления с учебным материалом, при закреплении и совершенствовании знаний, в процессе формирования умений и навыков.

В предлагаемой классификации методы делятся, прежде всего, на две группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками. В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения методы первой группы делятся на информационно-развивающие и проблемно-поисковые, второй - на репродуктивные и творчески-воспроизводящие.

В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы.

Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Для активизации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Вели раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуальноэмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других студентов.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная а!стивность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побужда-

ющих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.

Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.

При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т.п. Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится эвристическая беседа, учебная дискуссия.

В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений или отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию, повышается его значимость в представлениях студентов.

Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных и профессиональных умений и навыков. Умениям и навыкам обучают, прежде всего, на практических занятиях. Но они, как правило, создают условия для однократного решения типовых задач и упражнений, а внимание и деятельность студентов должны быть постоянно сосредоточены на овладении умениями решать различные практические задачи. Речь идет прежде всего о формировании общепрофессиональных умений: для техников - это вычислительные, измерительные, расчетно-графические умения и навыки, на развитие которых ежедневно должны быть направлены упражнения и задачи большинства учебных дисциплин. Задания, небольшие по объему, должны быть связаны непосредственно с изучаемым материалом, включаться в разные этапы учебного занятия (проверка знаний, изучение нового учебного материала, закрепление знаний, самостоятельная работа на учебном занятии, задание для самостоятельной внеаудиторной работы). Время на выполнение заданий не должно превышать 2-10 мин, но проводить их следует обязательно и систематически.