Сообщение на тему защита отечества долг обязанность. Защита Отечества – священный долг каждого гражданина Российской Федерации

Цель: в рамках патриотического воспитания продолжить работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

Шире привлекать к участию в патриотическом воспитании родителей учащихся:

Противодействовать попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;

Способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе;

Воспитывать стремление делать нравственный выбор.

Оборудование:

Медиаоборудование;

Презентации по теме;

Аудиозаписи песен, посвященных защитникам Отечества разных лет;

Звучат песни, посвященные защитникам Отечества разных лет.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о важнейшей обязанности гражданина - защите Отечества. В статье 59 Конституции РФ записано следующее:

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным

Гражданин РФ в случае, если его убеждения или вероисповеданию

противоречит несение военной службы, а так же в иных установленных

федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной

гражданской службой.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. С достижением возраста 27 лет гражданин уже не может быть привлечен на службу.

Но, прежде чем мы поговорим об этой почетной обязанности, давайте немного окунемся в историю.

Выступления учащихся «Историческая справка о становлении российской армии»

1 ученик: Впервые упоминание о войске восточных славян встречается в иностранных летописях. При описании славян VI в. сообщается, что "воюют славяне разрозненными группами; они не имеют доспехов, вооружены лишь копьями и небольшими щитами". Далее известно, что на вооружении славян к Х в. появляются уже сабли, топоры, булавы, кастеты.

В XIV–XVI вв. вооруженные войска получают название дружины, во главе которой стоит воевода. В силу различных причин, в основном под влиянием азиатских народов (особенно монголов), возрастает значение конницы. Так постепенно вся славянская дружина становится конной, а пешие войска отходят на второй план.

При Иване III была введена система воинского набора на временную службу.

2 ученик: Из городского населения формировались отряды пищальников (пушкарей), из сельского – вспомогательные пехотные отряды или посошная рать. Была разработана четкая система сбора ратных людей: помещики поставляли одного человека с 50 дворов или с 25 дворов, в случае необходимости. Войско собиралось ежегодно, обычно к 25 марта. Тех, кто не являлся в назначенное место, лишали земли.

Ядро московского войска совершенно не походило на регулярную армию. Это было наследственное войско. Сын служилого человека должен был стать с возрастом служилым человеком.

3 ученик: Готовясь к войне со Швецией, Петр I велел в 1699 г. произвести общий рекрутский набор и начать системное обучение новобранцев. Этот первый рекрутский набор дал царю армию численностью 35–40 тыс. чел., которая затем проявила себя в Северной войне. С 1703 г. собирать войска за счет рекрутского набора стали регулярно, и данный принцип комплектования армии просуществовал вплоть до 1874 г. Рекрутские наборы объявлялись нерегулярно указами царя в зависимости от потребностей армии, и в армию призывались на пожизненный срок. В 1722 г. была введена система званий – Табель о рангах. Офицерами армию первоначально комплектовали за деньги из числа иностранных наемников. С 1736 г. срок службы офицеров был ограничен 25 годами, а рядовые призывались в армию на пожизненный срок.

4 ученик: В 1766 г. издается документ, упорядочивший систему комплектования армии. Рекрутская повинность кроме крепостных и государственных крестьян была распространена на купечество, дворовых людей, ясачных, черносошных, духовных, иностранцев, лиц, приписанных к казенным заводам. Но вместо службы в армии разрешалось вносить денежный взнос, однако такое право предоставлялось только мастеровым и купцам. Возраст рекрутов (так называемый, призывной возраст) был установлен с 17 до 35 лет, рост – не ниже 159 см.

В зависимости от потребностей армии рекрутский набор мог в году не производиться вовсе, а могло пройти и два набора в год. Например, в 1804 г. набор был по одному человеку от 500, а в 1806 г. по пять человек от 500. С 1806 г. плановые рекрутские наборы проводились в ноябре каждого года. В 1812 г. потребовалось провести три рекрутских набора, при этом общее число рекрутов составило 20 чел. с каждых 500 чел. В этот период до нескольких тысяч человек было поставлено в армию за счет отлова бродяг, беглых крепостных, преступников.

С 1825 г. были определены сроки ежегодного набора рекрутов с 1 ноября по 31 декабря. Особо были оговорены требования: к росту (не ниже 155 см), возрасту (от 20 до 35 лет), состоянию здоровья.

5 ученик: В 1833 г. стали практиковаться вместо всеобщих рекрутских наборов частные, т. е. набор рекрутов не со всей территории равномерно, а с отдельных губерний. В 1834 г. была введена система бессрочных отпусков для солдат. После 20 лет службы солдат мог быть уволен в бессрочный отпуск, но при необходимости (в случае войны) мог быть взят в армию вновь. В 1851 г. срок обязательной службы для солдат был установлен в 15 лет. В 1859 г. было разрешено отпускать солдат в бессрочный отпуск (то, что теперь называется "уволить в запас") после 12 лет службы. В 1874 г. отменяется рекрутская обязанность, просуществовавшая почти два века. Вводится новый способ набора армии – всеобщая воинская обязанность. К этому времени призыву в армию подлежали все молодые мужчины, которым к 1 января исполнилось 20 лет. Призыв начинался в ноябре каждого года. От солдатской службы освобождались священники, медики и давалась отсрочка до 28 лет лицам, проходящим обучение в учебных заведениях. Количество подлежащих призыву в те годы намного превышало потребности армии и поэтому все, кто не подпадал под освобождение от службы, тянули жребий. Шли служить те, кому выпал жребий (примерно один из пяти).

В 1876 г. срок солдатской службы был установлен в 6 лет плюс 9 лет в запасе (могли призвать в военное время). В Забайкалье и на Дальнем Востоке срок службы был 7 лет, плюс 3 года в запасе. К 1881 г. срок действительной солдатской службы был снижен до 5 лет, а в 1906 г. – до 3 лет.

Учитель: Скажите, а что вы знаете о сроках службы в армии сегодня? Лиц какого пола касается статья 59 Конституции РФ? Наверное, вы думаете, что это статья касается только лиц мужского пола, но это не так. Воинская обязанность граждан возникает в возрасте 16 лет у мужчин и 18 лет у женщин и прекращается по достижении 60 лет и 50 лет - у женщин. Военнообязанными являются только женщины, обладающие военно - учетной специальностью - врачи, медсестры, связисты и т.д.

Воинская обязанность включает несколько различных по своему назначению этапов:

воинский учет;

подготовка к военной службе;

поступление на военную службу;

прохождение военной службы;

пребывание в запасе;

военное обучение в невоенное время

Скажите, а какими качествами должен обладать молодой человек, чтобы стать настоящим защитником Отечества?

Исстари считалось, что воинская честь - это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам.

Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно осваивать технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять уставные положения и законы, никогда и ни при каких условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: "Действуй по уставу, завоюешь честь и славу". В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению к окружающим. Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство. Именно благодаря чести, мужеству защитников Отечества были одержаны многие победы в истории России.

Учитель: А теперь давайте поможем разобраться в представленной ситуации.

Появляются два мальчика и две девочки.

1 мальчик - призывник

2 мальчик - младший брат

1 девочка - мама

2 девочка - сестра

Младший брат, мама, сестра отговаривают призывника идти в армию. Его задача - доказать им, почему это необходимо сделать.

Вопросы к классу:

Кто, по - вашему мнению, в этой ситуации прав? Почему?

Какие вы можете назвать причины, чтобы идти или не идти служить в армию?

А что поможет молодым людям подготовиться к службе в ВС РФ?

Учитель: Подготовка к военной службе является важным этапом воинской обязанности граждан. Она подразделяется на обязательную и добровольную. Обязательная подготовка включает получение необходимых знаний в области обороны и медицинское освидетельствование, а при необходимости и оздоровительные мероприятия с согласия гражданина. Оздоровительные мероприятия могут включать лечение тех или иных болезней, хирургических операций и т.д.

Необходимый минимум знаний по вопросам обороны граждане получают в учебных заведениях всех ступеней. Вы, например, получаете такие знания на уроках ОБЖ. К шагам добровольной подготовки относятся:

1. Занятия военно-прикладными видами спорта: стрельба, мотоцикл, автомобиль, радиосвязь и т.д. Граждане, получившие первый разряд или звание мастера спорта по одному из военно-прикладных видов, имеют право внеконкурсного поступления в военное училище и право выбора при призыве в армию рода войск в соответствии со спортивной подготовкой.

2. Овладение военно-учетными специальностями такими, как медицинская, техническая и др. Их перечень установлен Правительством РФ. Граждане, владеющие этими специальностями, также имеют право выбора при призыве на военную службу рода войск или службы в соответствии с полученной специальностью.

3. Военная подготовка в средней общеобразовательной и профессиональной школе по государственным образовательным программам.

4. Обучение в средней (полной) школе общего образования с дополнительной военной подготовкой. Речь идет о кадетских корпусах - суворовских, нахимовских и музыкальных. Детей - сирот и оставшихся без попечения родителей принимают в эти училища без экзаменов, по результатам собеседования и медицинского освидетельствования. Граждане, успешно окончившие кадетский корпус, имеют право без экзаменов поступать в военное училище.

5. Подготовка офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях

Вопросы к классу:

1. Кто из вас уже начал готовиться к службе в ВС РФ?

2. В каких войсках вы бы хотели служить? Почему?

3. Считаете ли вы, что служба в армии - почетная обязанность граждан?

Учитель: Какие позитивные моменты службы в вооруженных силах вы видите для себя? (Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог полемики.)

Преимущества армейской службы:

Вы получите огромный жизненный опыт.

Научитесь жить "по расписанию".

Научитесь бытовым умениям, например, зашивать порванную одежду, пришивать пуговицы.

Обзаведетесь хорошими знакомыми и друзьями.

Проверите себя на выносливость, испытаете силу воли, закалите свой характер.

Научитесь совершенно самостоятельно принимать решения в критических ситуациях.

Станете более коммуникабельными и уверенными в себе.

Появится шанс получить полезную специальность в рядах Вооруженных Сил. Приобретенный профессиональный опыт наверняка пригодится и в гражданской жизни, облегчит поиск работы или выбор высшего учебного заведения.

Служба в армии и на флоте - почетная обязанность гражданина России, которая дает немалые преимущества в дальнейшем, например, при поступлении в военные учебные заведения.

Зачастую служба в Вооруженных Силах - обязательное условие приема на работу, поскольку многие предприятия и структуры вообще не берут в свой штат граждан, не прошедших военную службу.

Служба в армии также предоставляет молодому человеку и членам его семьи определенные гарантии, предусмотренные законом.

Рассмотрим основные из них:

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней, выплачивается единовременное денежное пособие в размере 14 000 руб. Кроме того, жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в размере 6000 руб. до дня окончания службы либо до дня, когда ребенку исполнится 3 года.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно ст. 15 Закона "Об образовании", лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

Граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, при успешном прохождении вступительных испытаний принимаются в указанные учреждения вне конкурса (п. 3 ст. 16 Закона "Об образовании").

Согласно ст. 16 Закона "Об образовании", преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.

"Справочник классного руководителя", №7, 2012 г.

http://school53.centerstart.ru/node/97

http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/518/

Вопросы:
1. Взаимосвязь понятия «защита Отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность».
2. Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству
.

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним.
В этих условиях все больше проявляется потребность как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству.

Географическое положение нашей страны вынуждало власть всегда быть во всеоружии. В свою очередь разноплеменные народы, населявшие Русь, во время опасности всегда объединялись для отпора врагу. Частота вражеских набегов и нападений на наши земли обусловила то, что защита Отечества стала не только неотъемлемой функцией граждан страны, но и одной из главных обязанностей.
На протяжении всей истории Древней Руси, позже России, летописи и хроники пестрят многочисленными примерами доблести, чести, самопожертвования во имя защиты Отечества.
Во многих источниках Древней Руси сохранились сведения о героях, прославивших себя на боевом поприще. Если изначально защита Отечества рассматривалась с позиции службы князю в том или ином владении (с учетом того, что воины могли переходить от одного князя к другому), то впоследствии это понятие стало трактоваться шире, именно как служба всему Отечеству, что отражалось в таких лозунгах, как «За матушку Русь», «На благо Отечества».
Постепенно служение Отчеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность.
Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант граф М.С. Воронцов (1782-1856 гг.) писал в «Наставлении» от 1815 г.: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания».
Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа.
Согласно «Большой советской энциклопедии» менталитет - (от позднелат. mentalis - «умственный») - это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Менталитет российского народа складывался сотни лет: это результат синтеза многочисленных культур различных народов, населявших территорию страны, обычаи и традиции, постоянное ожидание опасности, частые вооруженные конфликты с кочевыми племенами, коллективное, общинное начало во всем без исключения, самопожертвование. Однако дать четкое определение российскому менталитету очень трудно.
Выражение «гражданин своей страны» звучит гордо, но зачастую не совсем понятно для некоторых людей. Само понятие «гражданин» пришло к нам из Древней Греции. Оно возникло в тесной связи с понятиями «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности, в том числе служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права.
В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:
1. Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данного государства, имеет все права, гарантируемые Конституцией этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
2. Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности и участвует в больших и малых делах своей страны. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская гордость.
В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло и в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.
Проблема сегодняшнего восприятия понятия «гражданин» состоит в том, что в советской России часто понятие «гражданин» противопоставлялось слову «товарищ». Отсюда сегодняшнее порой негативное понимание данного понятия. Несмотря на это, понятие «гражданин» неразрывно связано с гражданской позицией, гражданским долгом, с защитой гражданином своей страны, развитием социальной политики государства, с желанием людей быть гражданами той или иной страны.
Статья 6 Конституции РФ гласит:
«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».
Зачастую обывателям тяжело воспринимать понятие «гражданин» как возвышенное, священное. В связи с этим обществу, власти, субъектам воспитания необходимо наполнять этот термин соответствующим содержанием с помощью искусства, литературных произведений, кинематографа, примеров из истории, то есть всего того, что является неотъемлемой составляющей патриотического воспитания.
Статья 59 Конституции РФ гласит:
«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие слова, как «долг и обязанность». Главный закон страны не рассматривает защиту Отечества как «заслуженную честь» или «заслуженное право». Поэтому понимание защиты Отечества как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для развития и роста патриотических чувств среди молодого поколения, агитационной работой, а самое главное - обоюдной заботой государства о гражданине, а гражданина - о государстве.
Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. В результате осознание человеком своего долга перед Родиной даже при некоторых пробелах или недоработках в аспекте воспитания отражается в дальнейшем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина.

Как было отмечено выше, служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания.
«Большая советская энциклопедия» приводит определение мировоззрения как системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение есть общее понимание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах жизни без исключения. Мировоззрение - это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого самосознания и до сих пор проходящий метаморфозы изменения.
Само по себе мировоззрение не появляется. Чтобы создать условия для его развития и становления, необходимо опираться на традиции, историю, сравнительный анализ как исторических эпох, так и различных стран. Мировоззренческие основы оказывают огромное влияние на сознательное служение каждого гражданина страны Отечеству.
Наравне с мировоззрением фундаментом осознания своего долга перед Родиной является и нравственность.
Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Д. Ушаков в своем словаре дает определение нравственности как совокупности норм, определяющих поведение человека.
Нравственность - это принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность, как следует из определения, основана на свободной воле, нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственные ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Нравственные регулятивы в обществе и в армии - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает те регулятивы, которые наиболее подходят для него.
Генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский в статье «Воспитательные задачи командира роты» писал: «Оставьте солдата без воздействия на его нравственные свойства, и вы получите в результате человека, буквально ненавидящего службу».
Протоиерей Алексий Марченко в статье «Православное пастырство в современной Российской армии в свете «Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорит: «Армейскому коллективу должна быть присуща победоносная духовно-нравственная сила, которая может быть выражена в категориях любви и внутренней свободы человеческой личности.
Воинское служение невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотического начала, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему».
Духовная свобода солдата, как любой другой личности, выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью Родине и предательством, служением и уклонением от службы. Нравственный выбор для солдата не перестает существовать как в мирное, так и военное время. Все выдающиеся полководцы отмечали, что воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравственной платформе. Без нравственных основ армия превращается в сборище вооруженных людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния.
В любой социальной сфере нравственные качества и ценности имеют превалирующее значение, особенно в армии. Так, М.Д. Скобелев отмечал: «...Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1. Это отражается на духе части...»
Высокий нравственный уровень мировоззрения строится с помощью общества, семьи, Церкви, образования. Каждая социальная сфера вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность является ступенью к становлению и росту духовности человека. Синтез нравственности и мировоззрения приводит к созданию определенного уровня духовности.
До революции 1917 г. духовность в армии означала больше религиозную направленность, чем светскую, после революции духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга.
Известный философ Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, по его убеждению, есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. «Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги», - писал Н. Бердяев.
Долг перед Родиной, предками, страной, семьей является стержнем духовности. Первостепенный долг гражданина, мужчины - служить Родине, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом.
Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания.
Для успешного становления вышеуказанных категорий необходимо создать ряд условий:
- предпосылки формирования патриотических чувств;
- заинтересованность государства в поддержании определенного уровня мировоззрения, нравственности, духовности граждан;
- развитие воспитания с культурологическим оттенком;
- опора на исторические факты и историю Отечества в целом (сохранение языка, обычаев, традиций);
- теоретическая, материальная и организационная помощь государства в дальнейшем развитии и упрочении мировоззрения, нравственности и духовности в сознании граждан.
Если шкала ценностей в сознании человека выстроена верно, если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды ценностей защиту Отечества и долг перед Отечеством, то наверняка можно говорить о создании реальных условий для воспитания и становления человека как гражданина своей страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.

Методические рекомендации
Руководитель занятия должен обратить внимание на философскую, этическую терминологию как одну из сложнейших сторон темы.
Актуально будет привести примеры из жизни для наполнения рассматриваемых понятий личностно значимым для каждого слушателя содержанием. Для наиболее качественного изучения данной темы руководителю занятия целесообразно подвигнуть слушателей высказывать свои точки зрения на поставленные вопросы, поскольку они являются дискуссионными.

Рекомендуемая литература:
1. Бутовский Н. Воспитательные задачи командира роты / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В.Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
2. Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
3. Взгляды М.Д. Скобелева на военное дело. / О долге и чести воинской в российской армии /Под ред. Лобова В.Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
4. Конституция РФ.
5. Наставления графа М.С. Воронцова / О долге и чести воинской в российской армии/Под ред. Лобова В.Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
6. О нравственном образовании военных людей. Военный журнал, 1812 г. / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В. Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
7. Толковый словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2000.

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель
Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат педагогических наук

У каждого человека есть две родины: малая и большая. Малая - это город, улица, дом, где ты родился. Большая - это государство, страна, гражданином которой ты являешься. А еще есть общая родина всех людей - планета Земля.

Родину нужно любить и защищать, ведь только благодаря чувству патриотизма человек становится частью своего народа. Сегодня защита родины - это такой же священный долг и обязанность каждого, как и много лет назад. Только теперь враги нашей родины - не интервенты, не агенты мирового империализма, а терроризм, наркомафия, безнравственные политики. В демократическом обществе бороться с ними если не легко, то, по крайней мере, возможно.

У нашей общей родины - планеты Земля - есть еще более страшный враг. Если окинуть мысленным взором историю XX века (прежде всего, историю технологического развития человечества), то окажется, что в последние несколько десятилетий земляне только тем и занимались, что загрязняли природную среду, разрушали озоновый слой, накапливали тысячи тонн ядерных отходов и миллионы тонн мусора. Конечно, это не так. Лучшие умы человечества решали сложнейшие проблемы, чтобы облегчить жизнь каждого из нас. Вот только побочные следствия прогресса оказались слишком тяжелыми. Каждый человек, пользующийся достижениями прогресса, оказывается невольным врагом Земли. Выход здесь только один: стараться всемерно беречь окружающую среду. Брошенный в урну, а не на асфальт пакетик из-под чипсов иногда значит для защиты природы больше, чем участие в многолюдном и шумном митинге зеленых...

Но все же понятие «родина» связано прежде всего с социальным бытием человека. Когда я задумываюсь над тем, что же для лично меня значит родина, то прихожу к выводу: это сложное понятие связано с семьей. В семье есть разные поколения. Молодые могут перенимать опыт старших, а старшие - учиться у молодых свежести восприятия жизни. И нашу большую страну я хотел бы видеть в образе большой семьи, где есть только родные люди - братья и сестры, родители и дети. Где нет обиженных, угнетенных, где не голодают дети и не рвутся бомбы. Где все следуют идеалам свободы и демократии, а слово «беззаконие» стало устаревшим.

Хочется верить, что все хорошее, происходящее на моей родине, будет иметь достойное продолжение, а все плохое исчезнет само собой. Тогда при словах «родина», «отчизна» каждый гражданин нашей страны будет чувствовать самую настоящую гордость.

У моей многонациональной родины нет любимчиков и постылых. Человек любого вероисповедания, любого цвета кожи здесь принят как добрый друг и желанный гость. И это еще один повод гордиться родной страной. Нам не нужно бороться против расизма, антисемитизма, религиозной нетерпимости, ведь у нас в стране эти явления невозможны. Хочется верить, что в будущем ничего не изменится.

О родной стране можно говорить бесконечно, но если кто-то попросит в трех словах объяснить, что значит для меня родина, то я, наверное, отвечу: «Вера, надежда, любовь».

Слайд 1

Защита Отечества-священный долг гражданина

Слайд 2


В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.

Слайд 3


23 февраля - это День Защитника Отечества. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или полицейским, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи. 23 февраля – это День настоящего мужчины.

Слайд 4


У этого праздника было несколько названий: - День Советской Армии; - День рождения Красной армии; - День рождения вооруженных сил и военно-морского флота. Сейчас этот праздник называется Днем Защитника Отечества… 23 февраля поздравляют пап, дедушек, братьев, всех тех, кто служил или служит в рядах Российской армии.

Слайд 5


Изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы над немецкими войсками в 1918 году. День первой победы стал днем рождения армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал на себе силу ее оружия.

Слайд 6


Армия стала называться Советской, а затем - Российской, а 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада СССР 23 февраля было переименовано в День защитника Отечества. Государственная Дума России 10 февраля 1995 года приняла федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором этот день назван так: "23 февраля - День защитника Отечества".

Слайд 7


Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу. Виды и рода войск Вооруженных сил РФ В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида войск: Сухопутные войска Военно-воздушные силы Военно-морской флот и три рода войск: Ракетные войска стратегического назначени Войска воздушно-космической обороны Воздушно-десантные войска

Слайд 8


Сухопутные войска – пехота, артиллерия, ракетные части, танки.

Слайд 9


Военно-воздушные силы - бомбардировочные истребительные, а также вертолетные части и соединения.

Слайд 10


Военно-морской флот – соединения различных боевых кораблей, морская авиация, береговые базы, на которых располагаются боевые корабли и самолеты.

Слайд 11


Служи, солдат! Ты сын земли родимой; И, верность клятве воинской храня, Храни вот также - верно, нерушимо Покой земли, и маму, и меня.

Слайд 12


Военная служба- это не только обучение боевому мастерству, но и выполнение воинской дисциплины и порядка. И когда ребята, вступая в ряды Российской Армии, принимают военную присягу, солдаты клянутся до последнего дыхания быть преданным своему народу, стоять на страже интересов своей страны, своего народа.

Слайд 14


"На учении- как в бою" - это главный принцип, по которому живут наши воины. Вот, например, полоса препятствий: солдат попадает в обстановку настоящего боя.

Слайд 15


Солдат бежит, преодолевая препятствия. Это требует немалой сноровки, ловкости, выносливости, собранности и, конечно, тренированности.

Слайд 16


Слайд 17


Рубежи нашей Родины защищают славные пограничники. Пограничные войска предназначены для охраны сухопутных и морских границ России. Эти войска всегда находятся в постоянной готовности к уничтожению врага на границе, бдительно следят, чтобы никто не прошёл границу незамеченным.

Слайд 18


Главной ударной силой сухопутных войск являются танковые войска. Современные российские танки- это совершенные боевые машины с мощным вооружением. Они имеют прочную броню, двигатели, новейшие приборы вождения и управления.

Слайд 19


Основу огневой мощи сухопутных войск составляют ракетные войска и артиллерия. Современные ракетные войска оснащены техникой, способной точно и надёжно поразить любые цели противника.