Уравновешенная гармоничная композиция в дизайне и архитектуре. Основы композиции в дизайне

1) Типы растительного материала по функциональному назначению.

2) Признаки (термины) гармоничной композиции. Элементы композиции.

3) Средства композиции

4) Принципы построения цветочной аранжировки.

Растительный материал по функциональному назначению делят на три типа:

1) Линейный (формообразующий) – является основой (каркасом) композиции, которая задаёт высоту и ширину композиции. Это могут быть высокие стебли трав, цветочных растений, ветки, изогнутая лоза.

2) Фокусный – является основным (доминантным). Им могут быть крупные или яркие цветы, цветы интересной формы и т.д. Фокусный материал используют в любых композициях для привлечения зрительного внимания.

3) Материал-наполнитель – это мелкоцветные растения или листья, которые применяют для маскировки крепежей, сосудов, заполняют пустоты композиции и придают ей дополнительные цветовые оттенки.

4) Помимо цветочных можно использовать разнообразные веточки и плоды древесных и кустарниковых растений, лианы, злаки, овощи и фрукты. Зелёная масса уравновешивает контрасты и выравнивает фон.

Признаки композиции .

1) Целостность.

2) Наличие доминанты.

3) Уравновешенность.

Элементы композиции .

1) Линии. Особенно актуальны для линейных композиций

2) Масса – это концентрация цвета в одном месте, чаще составляется из мелких цветов, которые трудно использовать поодиночке. Она может быть сформирована также из листьев или хвои. Масса сгущает окраску отдельных цветов, создаёт акцент, создаёт визуальные ощущения веса и силы.

3) Цвет – является средством создания выразительной композиции, вызывающее определённые эмоции. Большое внимание уделяется сочетанию окраски цветов, вазы и фона.

4) Цвет и форма сосудов – для композиции следует подбирать вазы простые, скромные, не слишком яркие, не разрисованные. Универсальными цветами сосудов являются: белый, чёрный, серый, зелёный.

5) Пространство (пустота) – может быть важным декоративным элементом во многих цветочных композициях. Чередование пустых и заполненных мест задаёт ритмический массивный стиль, предполагает полное заполнение пустоты, линейной – свободу и лёгкость.

6) Фон – должен составлять гармоничное целое с растениями и вазой. Фон способен преобразить аранжировку, усилить её воздействие или «убить». На пёстром цветном фоне теряются разноцветные букеты, а однотонные сливаются с бледным фоном тех же оттенков.

7) Фактура – (строение, характер поверхности) шероховатая, гладкая, глянцевая, матовая, грубая и нежная.

8) Количество цветов – необходимо учитывать для гармоничной расстановки и гармоничного восприятия. Цветы, ветки и зелень не должны теснить и закрывать друг друга. Чем больше разных цветов помещают вместе, тем труднее она воспринимается и тем хуже сохраняется из-за разных биологических условий содержания.



1) Доминанта – главная часть аранжировки, в первую очередь не должна забивать другие элементы. Эффектным акцентом может быть красивый цветок или их группа, оригинальный крупный лист, красивая линия или даже пустота. Все другие составляющие композиции подчиняются ей, усиливая её воздействие на зрителей.

2) Объёмность – в любой аранжировке должны чётко просматриваться высота, ширина и глубина. Аранжировка не будет выразительной, если между главными её компонентами одинаковое расстояние или дополнительные растения расставлены с равными промежутками. Цветы и ветки должны создавать впечатление объёмности, многоплановости, т.е. они не должны располагаться в одной плоскости. Элементы должны располагаться на разной высоте, что делает букет объёмным, но так чтобы при этом не нарушались ритм и равновесие.

3) Ритм (повторение) – при хорошем ритме в композиции чередуется как форма, так и цвет. Ритм можно создать сменой размера цветка (от крупного в центре или внизу к среднему и мелкому вверху и на периферии), от яркого к тусклому, от более светлых до более тёмных, от грубого к мягкому и т.д.

4) Контраст – частый приём в аранжировках, создающий интригу, эмоциональность, выразительность. (крупный лист и тонко изогнутая ветка, глянцевая поверхность и опушённые листья, лаконичность и замысловатые линии). Контраст придаёт аранжировке динамику.

5) Пропорциональность – это выдерживание пропорции между сосудом и элементами аранжировки. Классическим является соотношение 3х5х8 (правило золотого сечения). Для низкой вазы за три части примем её ширину; высота должна быть равна пяти частям. При выборе пропорций растений и вазы учитываются особенности строения растительного материала. Одни растения лучше смотрятся в низких приземистых вазах, другие в высоких.

6) Равновесие – это зрительное и физическое равновесие композиции. Зрительно уравновешенная композиция воспринимается более тяжёлой у основания (горловины) сосуда и более лёгкой в удалении от неё. Она достигается распределением колеров, размеров и созданием различной плотности расположения растений в пределах формы. Тяжёлыми воспринимаются тёмные тона (тёмно-красный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный). Лёгкими – светлые тона (розовый, белый, голубой, жёлтый, оранжевый). К неопределеным относятся зелёный и серый цвета.

7) Масштаб – это соотношение размера букета и размера помещения.

1) Каждый цветок должен быть хорошо виден и не утопать в зелени. Для этого по мере необходимости у живых или искусственных удаляют листья, оставляя самые красивые и необходимые.

2) В любой композиции должна быть фокусная точка, она не должна быть слишком выразительной, иначе теряет значение вся аранжировка.

3) Аранжировка может быть односторонней (фронтальной) или круговой. Односторонние аранжировки составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена только лицевая сторона. Растения с длинным цветоносом помещают на задний план, с коротким – на передний. Цветы должны быть направлены в сторону зрителя, а зелень может заполнять композицию со всех сторон. В центре помещают более крупные листья или более яркие цвета. Фронтальные композиции могут быть мелкими или большими. Круговые аранжировки составляют так, чтобы цветы были видны со всех сторон, их разворачивают так, чтобы они смотрели во внешнюю сторону композиции и не были повёрнуты внутрь. Высокие растения помещают в центре, более короткие и изогнутые - вкруговую со всех сторон. Аранжировочная зелень располагается внутри и снаружи аранжировки.

4) В любой аранжировке вертикальные стебли не должны пересекаться, это допустимо лишь тогда, когда существует особый замысел.

5) Чтобы подчеркнуть в композиции окраску цветов нужно взять много цветов, но чтобы показать оригинальное строение цветка – достаточно одного, двух (ирис,лилия).

Красота и комфорт любого пространства не возможны без использования некоторых условий его построения, так называемых композиционных законов. Они играют решающую роль в возникновении гармоничных условий в любом помещении — жилом или общественном.

Грамотно применить законы композиции в интерьере способны лишь немногие — те, кто обладает особым чутьем цвета, формы и фактур. И все же, такую способность возможно в себе развить, если обратиться к основам оформления пространства и его построения, а также, понять необходимость использования композиционных приемов.

Композицией в интерьере называют художественную связь всех элементов в конкретном пространстве, которые должны располагаться в нем в определенном порядке и количестве, чтобы поддержать общую идею гармоничного образа.

Не стоит обольщаться кажущейся простотой процесса оформления площади комнаты, поскольку без знания и применения на практике основных приемов композиции, создать по-настоящему комфортный интерьер не удастся. В связи с этим, рекомендуется обращаться к специализированной литературе или к нашей статье, для начала.

Основы композиции не только важны, но могут оказаться особенно полезны, когда нужно оформить сложное помещение, например, узкое, слишком высокое или с низкими потолками.

Основы композиции в дизайне интерьера

Обстановка комнаты, если она верно спланирована, не может быть хаотичной, и все предметы и объекты, фактуры и текстуры, используемые в ней, обязательно взаимодействуют друг с другом.

Центр композиции

Попадая в помещение, ваш взгляд должен невольно устремляться к некоему объекту, который может выделяться из всей обстановки необычным цветом, крупным размером, формой или рельефом, — это и есть композиционный центр. По смыслу можно догадаться, что он, как правило, располагается в середине комнаты, что вовсе не принципиально, и пристенное или угловое его расположение также возможно.

Дополняющие элементы обстановки в удачной композиции всегда расположены вокруг ее центра равномерно.


Композиционным центром комнаты может быть кровать, камин, окно, ковер или декоративная перегородка, которая, в совокупности с остальными предметами интерьера, и образует единую композицию.


Законы равновесия

Наполнение комнаты, или ее обстановка, в свою очередь создает впечатление о целостности образа, его красоте, функциональности и визуальном комфорте. Следовательно, объекты вокруг композиционного центра могут располагаться по законам симметрии или ассимерии.

Симметрия

Равномерное распределение предметов схожего размера и формы вокруг композиционного центра называется симметричным. Особенных сложностей использование симметричной композиции не вызовет, особенно, в горизонтальной плоскости. То есть, если в гостиной возведен камин, то вокруг него должны располагаться предметы на одинаковом расстоянии, например: два торшера по бокам, два дивана перед ним, два кресла напротив, одинаковые или похожие по габаритам и форме.

В спальне, у кровати в центре, поставьте одинаковый комплект с обеих ее сторон, состоящий из прикроватного столика, лампы, зеркала, а изножье дополните мини-диваном, банкеткой, сундуком. Симметрию композиции дополнят, к примеру, пара стеллажей (комодов, кресел), установленных напротив кровати, на одинаковом расстоянии друг от друга.



2

Симметрия в вертикальной плоскости заключается в том, чтобы зрительно уравновесить верхнюю и нижнюю часть комнаты. Например, если комната высокая, а мебель массивная, можно подвесить крупную люстру, и «утяжелить» потолок лепниной, при этом, стены не должны пустовать, — украсить их стоит декором на уровне глаз, тогда вертикальная композиция будет сохранена.

Ассиметрия

Ее нельзя назвать антиподом симметричного расположения, скорее, еще одним, интересным приемом создания композиции. Ассиметрия, также, — это не дисгармония, как кажется некоторым, а сложный и неоднозначный способ оформления пространства. Тем не менее, для нее, как и для симметрии, важно равновесие визуальной нагрузки предметов в обстановке интерьера.

К примеру, когда основные предметы установлены на 2/3 площади помещения, третья его часть не должна оставаться пустой. Здесь, в противовес, можно расположить один, но броский, и достаточно крупный объект (шкаф, зеркало, стол, панно).


Элементы гармонии

Удачное композиционное решение интерьера предполагает гармоничное объединение всех предметов посредством подбора цветов, форм и фактур. С их помощью обстановка становится сбалансированной и эстетичной.

Нюансы в композиции интерьера

Их еще называют акцентами, благодаря которым комната становится живее, предметы фактурными, и появляется визуальный пространственный объем.

Наиболее красноречиво нюансы проявляются в фактурах, противопоставленных друг другу:

  1. Зеркало на фоне матовой стены.
  2. Гладкая обивка дивана в сочетании с меховым покрывалом.
  3. Узор на однотонном фоне.
  4. Использование более насыщенного цвета в малом количестве.

Следует помнить, что нюанс, по сути, должен использоваться аккуратно, лишь в паре объектов — перебор же крайне не желателен.


1

Контраст

Четкое и ясное отличие фактур и цветов часто используется при построении гармоничной композиции. Так, узорчатые ткани могут сочетаться с однотонными, грубая отделка стен — с гладкими фасадами, а обилие декоративных элементов с одной стороны — быть противопоставлено минимализму с другой.


1

Схожесть элементов

Третий прием гармоничного построения композиции базируется на использовании однотипных, похожих по фактуре, форме и цвету предметах.

Так, в основе может лежать квадрат, прямоугольник или круг, и все объекты, наполняющие пространство — стремиться к его форме, плавно переходя от одного оттенка одного цвета к другому.


2

Не пренебрегая основными правилами создания композиции возможно построить больше, нежели среднестатистический жилой интерьер. Поэтому мы полны надежд, что данный текст окажется полезен вам в будущих свершениях и поможет расставить приоритеты. Удачи!

От автора: сегодня мы поговорим о том, что такое композиция в веб-дизайне, о которой так любят поговорить фотографы, художники и веб-дизайнеры. Новичку в этой сфере может показаться, что это какое-то секретное знание, доступной лишь избранным. Но сегодня вам повезло: я помогу разобраться в этом вопросе, да так, что вы сможете влиять не только на настроение посетителей сайта, но и их решение о покупке. Ну что, поехали?

Наверняка, вам часто приходится посещать сайты, которые, на первый взгляд, вроде как и ничего - и картинки красивые, и текст складный, однако, не хватает в них какой-то логичности, завершенности, что ли. А все потому, что владельцы таких сайтов, скорее всего, не стали заморачиваться с соблюдением законов композиции - искусства организовывать элементы сайта, объединяя и расставляя их по своим местам.

Ох уж этот мозг…

Наш мозг имеет способность мгновенно воспринимать информацию и создавать визуальные связи. Объясню на примерах. Ниже вы видите два круга.

Вы сразу же нашли способ различить их, не правда ли? А вот вам задачка посложнее.

Несмотря на такое разнообразие объектов, вы точно сможете описать любой из них.
При чем здесь веб-дизайн, баланс, основы композиции? - спросите вы. Все дело в том, что наш мозг имеет уникальную способность к мгновенной классификации информации. Он может группировать визуально похожие объекты в группы. Используя простейшие визуальные инструменты, вы можете передавать пользователям большой объем информации и управлять их вниманием.

Композиция - это определенное сочетание элементов сайта

Гармония в соотношениях частей целого, красота и логика построения присуща не только творениям человека. Признаки композиции можно обнаружить в строении вселенной, животных организмов и растений, природных формах. Поэтому термин «композиция» можно одинаково применить к строению веб-сайта, описанию цветка и характеристике ораторской речи.
Проще всего говорить о композиции в веб-дизайне, когда она не соблюдена. Каждый из нас интуитивно чувствует ее присутствие/отсутствие: находятся ли элементы в гармоничном взаимодействии, подчинены ли они главной идее сайта, картины, фотографии.

Чтобы дизайн вашего сайта смотрелся естественно и гармонично, не разваливаясь на отдельные составляющие, следуйте базовым принципам дизайна, описание которых я даю в данной статье.

Выбираем правильные цвета

От выбора цвета зависит то, как люди воспримут ваш сайт, а заодно, и ваш продукт. Приглушенные цвета кажутся нам расслабленными и спокойными, а яркие и контрастные - бодрыми и энергичными.

Подумайте, какую эмоцию вы желаете вызвать в посетителе вашего сайта, а после этого подбирайте подходящую цветовую схему. Хорошим примером может послужить свежий дизайн сайта Orangina, подчеркивающий имидж бренда:

Для привлечения внимания следует использовать цветовые акценты. В контрастных цветах можно, к примеру, оформить самые важные кнопки - «Купить» и «Связаться с нами». Ознакомлю вас с некоторыми важнейшими принципами выбора и сочетания цветов.

1. Дополнительные цвета. Все противоположности на цветовом круге создают сильный контраст, поэтому их использовать можно, но только осторожно.

2. Аналоговые цвета. Такие «соседи» на цветовом круге не имеют сильного контраста.

3. Триада. Практически беспроигрышная комбинация - это равнобедренный треугольник.

4. Тетрада. Две пары дополнительных цветов следует применять очень осторожно, чтобы не добиться хаоса в теплохолодности.

Правило третей - что куда ставить?

Правило третей относится к основам композиции в веб-дизайне. Оно возникло в результате интерпретации правила золотого сечения (может, помните, Леонардо да Винчи еще его использовал на своих картинах).

Вначале хотел для примера показать вам картину «Витрувианский человек», но по причине его чересчур откровенного наряда, точнее, его отсутствия, решил, что не буду. Вдруг, здесь дети статью читают Поэтому полюбуйтесь на Мадонну:

Мысленно проведите на странице две вертикальные и две горизонтальные линии, поделив область на девять равных частей. Считается, что большинство людей фокусируют взгляд именно на точках пересечения этих линий. Вспоминайте о правиле третей каждый раз, когда думаете, куда разместить, к примеру, кнопку с призывом к действию.

Вообще, это довольно забавно, что такое математическое правило применяется к чему-то настолько субъективному, как веб-дизайн. Это своеобразный эстетический компромисс, который создает ощущение сбалансированности на экране, не перегружая его, но и не делая излишне статичным.

Расчищаем пространство

Наверняка в детстве родители просили вас навести порядок в своей комнате, потому что (цитирую) «места свободного нет». Эх, золотые слова… Пустое пространство, или, как говорят дизайнеры, «воздух» - эта основа основ композиции веб-дизайна. Иногда он даже важнее, чем контент. Поэтому, если свободного пространства мало, сделайте генеральную «уборку» и не поддавайтесь искушению добавить как можно больше текста, иконок, картинок и т. д.

Сайт не должен быть перегруженным, иначе у людей будет рябить в глазах, и они не смогут «поймать» мысль, которую вы пытались до них донести. Ограничьтесь текстом строго по существу, парой картинок и четко структурированным меню.

Управляйте взглядом пользователя

Существует множество исследований, посвященных тому, как именно люди просматривают веб-сайты, позволяющие понять, как направить взгляд посетителя на самые важные элементы. В результате этих исследований выяснилось, что люди сканируют экран по траектории, напоминающей или букву Z, или букву F, то есть, сверху вниз и слева направо.

Обладая этим знанием, вы сможете эффективно использовать преимущества визуальной иерархии, проектируя страницы так, что это принесет вам максимальную прибыль и отдачу.

Размещайте картинки, комбинации цветов, шрифты, горизонтальные, диагональные и вертикальные линии в соответствии с визуальными стандартами, и ваши пользователи с удовольствием пойдут по проторенному вами пути, просмотрев вначале самое необходимое, а потом уже - второстепенное.

Хотите, чтобы посетители не прошли мимо конкретной кнопки? Выделите ее контрастным цветом и разместите туда, куда сразу стремится взгляд. Желаете показать, какие обалденные у вас товары? Выделите их на общем фоне и разместите по правилу F-Z или правилу третей, рассмотренному выше.

Таким образом, теория композиции в дизайне web-сайта не является секретным знанием, доступным единицам, и каждый может создать красивый и функциональный сайт самостоятельно, не обращаясь к дорогим специалистам. В интернете существует множество видеокурсов по созданию сайтов с нуля. Дерзайте, и у вас все получится!

На этом буду заканчивать этот увлекательный, я надеюсь урок. Подписывайтесь на обновления нашего блога, и до встречи в следующих статьях!

Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого - удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто - предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, - дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.

Что такое дизайн и каковы его особенности?

Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.

Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.

При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента - практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).

Виды

Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:

  • Графический - нацелен на создание шрифтов, пиктограмм, фирменного стиля, разнообразных визуальных коммуникаций и т. д. Все изображения такого рода создаются на плоскости.
  • Промышленный - специализируется на разработке машин, приборов, оборудования, мебели, посуды, одежды. В данном случае работа осуществляется не на плоскости, а с объемом.
  • Архитектурный - нацелен на разработку и постройку сооружений и их комплексов (в том числе интерьера). Творец в этой среде работает с пространством.
  • Наиболее сложный, так как нацелен на разработку сложно-динамической системы среды обитания людей.
  • Дизайн сферы - это один из новых видов. К нему относится экодизайн, футуродизайн и т. п.
  • Дизайн, нацеленный на результат работ. К этому виду относятся web-дизайн, компьютерный и артдизайн.

Что такое композиция и зачем она нужна?

Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.

Композиция в дизайне - это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.

Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление - это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне - привлечь внимание потенциального покупателя.

Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма "Глянец": "Дело художника - почувствовать то, что продается... Что не продается, то не искусство!"

Геометрический и композиционный центр: в чем разница?

Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель - привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен "зацепить" увидевшего готовое изделие.

Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.

Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.

Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:

  • Выделение его с помощью цвета.
  • Выделение с помощью отличающейся формы от других элементов композиции.
  • Выделение особым освещением.
  • Выделения за счет контрастного размера по сравнению с другими деталями.

Элементы композиции

Существуют различные классификации Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:

  • Точка - это графический акцент на плоскости.
  • Линия - по форме характеризуется протяжностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).
  • Пятно - в отличие от вышеупомянутых элементов, оно обычно заполняет большую часть графической плоскости.

Основные виды композиции

Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.

  • Фронтальная - подразумевает заполнение изображением всей плоскости. Как правило, используется при создании орнаментов, ковров, мозаики и т. п.
  • Объемная - относится к трехмерным видам искусств (архитектура, скульптура, керамика). В большинстве случаев, чтобы рассмотреть изделие такого рода, необходимо обойти его с разных сторон, поскольку оно не может быть охвачено взглядом полностью с одного ракурса.
  • Объемно-пространственная композиция в дизайне - состоит из нескольких объемных работ, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Композиционные законы

Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.

Итак, существует три закона композиции:

  • Цельность и единство. Благодаря им произведение воспринимается как единое целое, несмотря на многочисленное количество деталей. Этот закон базируется на двух составляющих - неделимости композиции (невозможность воспринимать ее как совокупность отдельных составляющих) и необходимости связи и согласованности между элементами композиции (для этого важно отслеживать, насколько все детали "дружат" между собою и не являются ли они оторванными друг от друга). Специфичность данного закона заключается в том, что он распространяется лишь на область композиции в дизайне произведений искусства.
  • Равновесие. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают так называемую зрительную устойчивость. В основном данное состояние сводится к балансу по выразительности. Равновесие в изделии может быть статическим (изображение кажется устойчиво неподвижным) и динамическим (его составляющие производят впечатление движения).

  • Соподчинение. Это подчинение всех композиционных деталей единому авторскому замыслу. Фактически данный закон подразумевает создание иерархии в произведении. Согласно ей, выделяется доминанта (центр композиции), которой и подчиняются все остальные элементы.

Средства

Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.

Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один - это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.

  • Контраст - это резкое различие элементов, противопоставление их по определенным критериям (светлый и темный, длинный и короткий и т. п.). Таким способом усиливается выразительность готовой работы. Контраст бывает как одномерным, так и многомерным.

  • Нюанс - незначительные различия между элементами в композиции в рамках одной и той же категории. Выделяют одномерный и многомерный нюансы.
  • Тождество. Так называется повторение элементов одинаковых, схожих по своим качествам. Таким как размер, форма или тон. Тождество явля-ется признаком статичности всей комбинации.
  • - это равномерность распределения деталей относительно геометрического центра. Она бывает зеркальной, осевой, зеркально-осевой и винтовой. Асимметрия - это отсутствие симметрии. Хотя наш мозг ориентирован на равномерные изображения (нарушение этого баланса им воспринимается не так хорошо), иногда асимметричные решения оказываются более чем впечатляющими.
  • Ритм. Хотя кажется, что подобное явление характерно только для музыки, однако и для искусства композиции оно является важным средством. В данной сфере под ритмом подразумевается чередование различных элементов в определенной последовательности. Одним из важнейших является повторяемость деталей (форм), а также интервалов меж ними. Такие повторы бывают равномерными, убывающими и нарастающими.

  • Модульность - это универсальное средство дизайна, однако до сих пор нет четкого определения понятию "модуль". В общем, так принято именовать величину, принимаемую за основу расчета какого-либо предмета.
  • Пропорциональность - согласованность, стройность, а также соразмерность в сочетании чего-то. Она часто воспринимается как соразмерность. Это средство применяется в архитектуре или искусстве.

  • Масштабность является важнейшей из средств архитектурной композиции. Она определяет соотношение размеров чего-то (частей, членений, деталей сооружения), которое позволяется создать гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающими его предметами. Данное средство базируется на двух принципах: человеческий индивидуум - это мера всех вещей; масштаб определяется при помощи соотношения отдельно взятых частей и целого.

Физические свойства формы

При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:

  • Геометрический вид. Он определяется соотношением размеров геометрических фигур согласно трем координатам пространства, а также характером поверхности формы. Выделяются три вида формы: объемная, плоская, линейная.
  • Величина - это свойство, которое оценивается по отношению к человеческим размерам или другим формам.
  • Положение. Геометрические фигуры могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя, как ближе, так и дальше, выше, ниже, слева или справа. Также формы способны располагаться по отношению к другим на одном или сразу нескольких уровнях.
  • Цвет - является одним из самых важных свойств, способных вызывать различные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого/излучаемого ими света. Он обладает такими характеристиками, как тон (оттенки), насыщенность (степень яркости/блеклости) и светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Обычно цвета принято делить на теплые (от желтого до красного) и холодные (от зеленого до фиолетового). Подобное разделение связано с энергетическим спектральным балансом: теплые оттенки несут большую часть энергии, а холодные — значительно меньшую. Как доказали ученые, цвет активно воздействует на человеческую психику. Он может вызывать разнообразные эмоции и переживания (радовать, огорчать, бодрить, угнетать). Именно поэтому так важна хорошо продуманная в дизайне любого изделия.

  • Светотень - свойство, которое характеризуется распределением темных и светлых участков на поверхности фигуры. Она облегчает восприятие объема и рельефа наблюдателем, а также способна зрительно обобщить или расчленить объем или поверхность предмета. Кстати, рельеф предмета и его трехмерность воспринимаются таковыми именно благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее.
  • Фактура - создает зрительный образ композиции и является одним из основных источников получения осязательной информации. Кстати, именно различие фактур дает возможность отличать на черно-белом изображении схожие между собою вещества: металл и воду, снег и бумагу и т. п. При планировании изделия выбор фактуры его столь же важен, как и выбор материала. Ведь одно и то же вещество способно смотреться весьма по-разному при различной обработке.
  • Текстура. Она играет такую же важную роль в процессе восприятия готовой композиции, как и фактура. Ведь с ее помощью удается определить признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Чаще всего подобное свойство характерно для дерева, кожи, а также ткани. Текстуры очень часто выступают в роль декоративного элемента при проработке проекта. Удачное сочетание фактуры с текстурой прежде всего применяется для передачи естественного качества материала, раскрытия его эстетического своеобразия. В том случае, когда фактура или текстура вещества выразительные - их воздействие на зрителя способно быть более эффективным, чем влияние самой формы изделия. При этом чрезмерная броскость их иногда способна вызвать обратный эффект.

Шрифты в композиции

Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).

Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.

Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.

В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:

  • Изящные.
  • Массивные.
  • Строгие.
  • Живописные.

Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.

Всем привет! Сейчас мы с вами разберем не менее важную тему в веб-дизайне, которая дается многим с большим трудом, да и вообще далеко не каждому. Эта тема называетсякомпозиция в дизайневашего сайта. На самом деле намного сложнее, чем, кажется на первый взгляд. Овладеть этим можно, если много практиковаться, просматривать или анализировать работы лучших веб-дизайнеров. Однако прежде чем идти практиковаться, вам нужно получить проверенные, правильные знания. Именно этим мы сейчас с вами и займемся.

Прежде чем мы приступим к изучению основных принципов композиции, надо также знать, что каждый элемент сайта не должен быть сам по себе. Он должен взаимодействовать с окружающими его элементами и гармонично вписываться в общую картину. Это, пожалуй, основное правило, которое вы должны запомнить и всегда им руководствоваться. Ну а теперь приступаем к первому принципу гармоничной композиции в дизайне.

Баланс

Ваша композиция в дизайне может быть сбалансированной. Баланс — это как бы равновесие между элементами сайта в композиции. Такая композиция не придает ощущения того, что какая-то ее часть доминирует над всеми остальными. можно с помощью правильного размещения, раскрашивания и задания правильных размеров различных объектов.

Баланс может быть симметричным, то есть объекты (два серых круга ) в этом случае расположены на одинаковом расстоянии по отношению к какому-то третьему объекту (черный круг ). Проще говоря, симметричный баланс — это синоним «одинаковый «. В нашем случае два серых круга расположены на одинаковом расстоянии по отношению к большому черному кругу (рисунок ниже) .

Также баланс может быть асимметричным. Асимметрия — это полная противоположность симметрии. Это означает, что объекты расположены не на одинаковом расстоянии по отношению к какому-то третьему объекту. Еще баланс бывает радиальным. В этом случае объекты расположены по кругу и расходятся из какой-то одной точки.

Контраст

Контраст — это определенные элементы веб-дизайна, которые подчеркивают значимость друг друга, когда расположены рядом. Например, это может быть белый и черный, большой и маленький, толстый и тонкий. На рисунке в крайнем левом верху мы видим черный, а в крайнем правом верху — белый.

Если они будут стоять рядом, то контраст будет заметен. В следствие этого будет наибольшее внимание. Также если взять, что-то большое и толстое (форма квадрата в крайнем, нижнем левом углу) , и взять маленькое, худое (форма полоски в крайнем правом углу ), и поставить их рядом — также будет контраст.

Значимость и подчиненность

Это значит, что в любом дизайне сайта есть определенная область, на которой сосредоточено внимание посетителя. Это место, на которое сразу падает взгляд человека, как только он заходит на сайт. Все объекты на сайте должны иметь иерархию значимости и подчиненности.

Другими словами, более важные объекты обычно имеют наибольший размер, они ярче по цвету и контрасту. В общем, они привлекают наибольшее внимание.

Делается это очень просто благодаря изменению размеров, формы, цвета, текстуры, подсветки теней и прочих элементов, способных выделить объект и привлечь внимание.

Направление внимания

По сути, в веб-дизайне вы должны как бы сделать тропинку из , по которым должен пройтись человек туда, куда вам нужно. К примеру, вам нужно, чтобы человек заказал на сайте утюг:

  • Сначала вам нужно привлечь его внимание. Вы делаете большой и яркий заголовок.
  • Далее в подзаголовке подводите человека к теме.
  • В тексте с помощью фото и описания выгод, подводите его к совершению покупки.
  • В конце вы уже показываете человеку цену и предлагаете ему нажать на кнопку «Заказать товар «.

Весь процесс должен пройти так, как описано выше. Не должно происходить такого, что человек зайдет на ваш сайт и ему сначала бросится кнопка «Заказать » или сама цена, а только потом заголовок. Человек может увидеть большую цену и, не узнав обо всех выгодах, которые вы ему предлагаете, скорее всего, уйдет.

Этого допускать нельзя.

Вы должны управлять вниманием посетителя. Делается все это, как в прошлых примерах (с помощью размера, формы, текстуры и так далее ).

Пропорции

Пропорции — это соотношение размеров фигур, по отношению друг к другу. То есть две фигуры могут быть абсолютно одинаковыми по виду (например, как на рисунке, самая нижняя черная и самая верхняя белая ), но только одна будет больше, а другая меньше.

Все стороны, углы, диаметры и прочие характеристики, всего лишь увеличиваются или уменьшаются на определенное какое-то число.

Масштаб

Масштаб — это реальный размер какого-либо объекта, рассматриваемый по отношению к чему-то (например, по отношению к другим предметам, людям, земли и так далее ).

Кстати, в любых графических редакторах (например, в ), когда надо увеличивать или уменьшать размер с помощью лупы, вам будет показан масштаб картинки в %. Надеюсь, вам стало понятнее, что такое масштаб.

Повторение и ритм

Довольно часто нам нужно будет как-то привлекать внимание пользователя, но одного объекта для этого будет не достаточно. Необходимо будет этот объект повторить или, проще говоря, продублировать. Также это можно использовать для удержания внимания посетителя.

Единство в разнообразии

Довольно часто приходится из разных объектов делать одну целостную картину или структуру, которая должна выполнять определенную цель или идею. В этом и заключается вся суть в единстве и разнообразии композиции.

Итак, это были все основные принципы гармоничной композиции в дизайне сайта или блога. Всегда старайтесь соблюдать эти принципы. В общем, изучайте и внедряйте!