Что можно есть когда постишься перед причастием. Можно ли причаститься после осквернения? Основные принципы режима питания в дни поста

Каждое церковное мероприятие требует соблюдения определенных правил. Истинный христианин должен совершать покаяние и причастие, которое помогает человеку очиститься от грехов и начать жизнь с чистой душой и помыслами. Только как подготовиться к таинству (пост перед причастием), знают не все прихожане, особенно новички.

В чем смысл воздержания перед причастием

Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:

  • Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
  • Отказ от интимной близости.
  • Чтение молитв.
  • Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.

Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.

Для чего нужно соблюдать пост в еде, поступках и помыслах, если после исповеди и причастия все совершенные грехи обнуляются? Суть проста, если прихожанин накануне таинства будет находиться в состоянии сытости, пресыщения забавами, чревоугодием, телесными утехами, то он не сможет принять благодать Бога. Сытое тело больше тянет ко сну и отдыху, а молитвы не доходят до его души и разума в том качестве, как требуется для духовного просвещения и прощения грехов как Богом, так и самим христианином.

Перечисленные воздержания - это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.

Виды постов и их особенности

Какой соблюдать пост перед причастием, зависит от времени, в которое христианин готовится к таинству и как часто посещает церковь и исповедуется перед духовником.

В церковных правилах существуют следующие виды поста:

  • Пост может быть строгим, когда недопустимо есть продукты животного происхождения и даже рыбу. Исключение для лиц, с патологиями в желудочно-кишечном тракте, с сахарным диабетом, беременные, кормящие, дети и другие прихожане с рекомендациями от врача по питанию. Если человек собрался на причастие, когда по церковному календарю соблюдают рождественский или пасхальный пост, то все дни говенья нужно исключить запрещенные на посту продукты.
  • Во время обычного поста есть дни, когда при говенье перед причастием в рацион разрешается включать рыбу. Но в остальном правила поста едины.
  • Пост, во время которого нельзя есть не только рыбу, мясо, молочные изделия, яйца, но и растительное масло. Называется такой пост «елей».
  • Сухоядение - это вид поста, когда запрещена любая еда до захода солнца, а потом можно есть только постные продукты.

Чтобы соблюсти правила подготовки перед причастием и понять, какой пост следует держать мирянину, нужно обратиться за помощью к служителям церкви, - они разъяснят, учитывая особенности времени, выбранного для исповеди и причастия.

Правила поста перед причастием

Посту перед причастием нужно следовать по всей строгости, с учетом времени и возможного поста по православному календарю. Помимо поста в еде, верующему перед причастием нужно привести в порядок мысли и обдумать свои поступки.

  1. Ограничить просмотр развлекательных программ в телевизоре, компьютере, посещение мероприятий.
  2. Можно в свободное от домашних дел и работы время посвятить чтению церковной литературы для личностного просвещения.
  3. Исключить ссоры, обиды в отношениях с окружающими людьми. Пересмотреть свои поступки и по возможности сделать доброе дело.
  4. Отказаться на период поста перед причастием от интимной близости с партнером.
  5. На третий день поста, за день перед причастием, прочитать обязательные каноны: покаянный ко Христу, молебны к Пресвятой Богородице, ангелу хранителю. Каноны можно читать в удобное время в течение дня перед причастием. В день причастия с утра нужно прочитать молитву ко причастию. Все молитвы и каноны можно найти в молитвослове для православных или купить отдельную литературу по подготовке к причастию.
  6. Пост, или говенье, верующий должен держать до окончания утренней литургии и свершения причастия. Церковный день начинается не с утра, а с вечера предыдущего дня. Поэтому прихожанину, собравшемуся на причастие и выдержавшему трехдневный пост, нужно полностью отказаться от еды и напитков с вечера, накануне причастия.
  7. Посетить вечернюю службу перед днем, в который намечено таинство. Если выбрано воскресенье, то быть в храме на вечерней литургии в субботу.
  8. До момента вкушения даров Бога, нужно очиститься от грехов с помощью исповеди, рассказав батюшке о том, что на душе.

Только после чистосердечной исповеди и отсутствия обид, таинство причастия будет иметь ту силу и значение, которое проповедуется православной религией. Если после трехдневного поста остались сомнения и незавершенные дела, лучше отложить обряд и продлить свое смирение и достичь душевного спокойствия, чтобы не совершить других грехов.

Сколько длится пост

Существуют разные требования к количеству дней поста, который нужно соблюдать верующему перед причастием:

  • Длительный пост в течение недели - это лучший вариант говенья и смирения для христиан, посещающих редко церковь и не соблюдающих все каноны. За 7 дней у человека есть время обдумать свои поступки, усмирить гордыню, простить обидчиков и попросить прощение у близких и знакомых. Получив земное прощение, будут прощены Господом. До недавнего времени был обязательным для всех верующих, желающих причаститься.
  • Трехдневный пост - это основной вариант подготовки к причастию для православного человека. Новичку и тем, кто имеет проблемы со здоровьем, можно не держать строгий пост в еде, но в остальном требования не меняются.
  • Посты по средам и пятницам для лиц, посещающих храм еженедельно на воскресную службу.

Не нужно соблюдать пост перед причастием верующим, занимающимся военной службой или туризмом, потому что едят эти люди лишь то, что доступно и будучи в таком положении относительно пищи, им следует соблюдать духовный пост.

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием

Христианину, соблюдающему посты по церковному календарю систематически, не составит труда выдержать говенье в течение трех дней. Но для новичка отказ от повседневной пищи бывает трудным поначалу. Исключая из рациона мясо и продукты животного происхождения, у прихожан новичков возникает мирской вопрос, можно ли есть рыбу в эти три дня? Разве морепродукты и рыба относятся к списку запрещенных? Однозначно ответить можно ли рыбу в пост перед причастием или нет невозможно.

Все зависит от периода, в который предполагается исповедь и причастие. Есть рыбу можно в те дни, когда она разрешена в употребление при обычном посту. Но в дни строгого поста даже рыба для верующих под запретом.

Рыба разрешена беременным, кормящим, детям, чтобы не лишать их в момент подготовки к обряду полноценного питания и не навредить здоровью. Для остальных православных, сомневающихся в том, можно ли есть рыбу при говенье, лучше отказаться от нее на три дня, учитывая, что срок небольшой. Любые сомнения разрешат священники церкви, если прихожанин задаст интересующие вопросы, чтобы не были допущены ошибки в пост перед причащением из-за отсутствия информации.

Список разрешенных продуктов

Корзину для трапезы во время трехдневного поста нельзя назвать скудной. Ассортимент разнообразный и содержит в себе комплекс полезных витаминов и минералов, если составить меню правильно, а не есть однообразные блюда:

  • крупы;
  • макаронные изделия без яиц, из муки и воды;
  • фрукты;
  • овощи, зелень;
  • ягоды;
  • орехи;
  • грибы;
  • растительное масло;
  • постный хлеб;
  • чай, черный кофе, отвары, компоты.

Не запрещаются специи, пряные травы и натуральные соусы без добавления животных жиров. Если подойти к составлению меню с фантазией, то пост не покажется мучением, но тело будет подготовлено к очищению и искуплению грехов.

В заключение

К причастию нужно относиться серьезно и совершать обряд не потому, что так принято делать, а лишь с готовностью выполнить церковные правила подготовки как истинный христианин. Только при полном понимании смысла божественных даров можно открыть свою душу для вхождения в нее веры и благодати Христа.

В церковном календаре прописаны посты перед определенными праздниками. Но исповедь и причастие - таинства индивидуальные. Никто не указывает день, когда следует очистить свою душу от грехов, как и не предписывает, с какой частотой следует исповедоваться. Один человек поверяет свои грехи духовнику каждую неделю, другой - перед большими церковными праздниками. Иногда период перед причащением припадает на общий православный пост. Как быть тогда?

Некоторые люди вообще приходят к причастию без поста и исповеди. Но Святые дары - это величайшее таинство. Их, по мнению Церкви, нельзя вкушать людям, погрязшим в грехах. А чтобы подготовить себя к исповеди и причастию, человеку следует говеть. Но если с мясом и продуктами животного происхождения еще наблюдается какая-то ясность, то вопрос о том, можно ли есть перед причастием рыбу, остается открытым. Недавно вышел документ комиссии Межсоборного присутствия, касающийся данной проблемы. Он называется «Подготовка к Святому Причастию». Давайте посмотрим, что в этом документе говорится о говении.

Важность поста перед причащением

О том, как нужно подготавливать душу к принятию Святых Даров, говорили еще в ранней Церкви, а не только на комиссии Межсоборного присутствия по проблемам приходской практики. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о том, что люди, которые едят хлеб Господень и пьют Его чашу недостойно, будут повинны в грехах против Тела и Крови Христовой. Поэтому нужно себя испытывать, чтобы не быть осужденным.

Этим указывается, что человек перед причастием должен очистить тело и душу. И даже священник, совершающий литургию, произносит такую формулировку: «Да будет мне не в осуждение причащение Твоих Святых Таинств». Понятно одно: перед употреблением Даров Господних следует исповедаться и поститься. И если душу свою мы подготавливаем молитвами и покаянием, то тело - воздержанием в пище. Но можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием? Относится ли данный продукт к запретным в этот период?

Смысл говения

Перед тем как принять в себя Бога, вкусить от Тела и Крови Его, нужно подготовить себя к этому событию. Ведь даже перед светскими праздниками мы убираем в своем доме, украшаем комнату, в которой будем принимать гостей. Как же нужно подготовиться к тому, чтобы вкусить Святые Дары? Все священники утверждают, что одним постом дело не должно ограничиваться. Если ограничивать себя в пище, но при этом быть высокомерным, не признавать грехов своих, питать неприязнь к ближнему и нарушать заповеди Христовы, то такое воздержание ничего не даст.

Исповедь перед причастием обязательна. Ведь тогда верующий приходит к осознанию своих грехов и покаянию. И кроме вопроса о том, можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп, человека больше должно волновать собственное душевное состояние. Ведь период перед принятием Святых Даров не зря называют говением, а не просто постом. Готовящийся к этому событию должен прочесть три канона (покаянный к Христу, молебный к Богоматери и к ангелу-хранителю). А также он должен присутствовать на вечерней службе в церкви в субботу. И конечно, в этот период следует избегать мирских развлечений.

Количество дней поста

Церковь не имеет единого мнения по поводу того, сколько суток верующему следует воздерживаться от употребления перед принятием Святых Даров. В этом вопросе все очень индивидуально. Пост, вернее его длительность, назначает духовник. Обычно это три дня. Но если у человека имеются заболевания (особенно желудочно-кишечного тракта), общая слабость организма, беременность или период лактации, то длительность поста сокращается.

В группу «льготников» попадают и военные, которые не могут выбирать блюда и продукты по своему усмотрению, а вынуждены есть, что дают. Духовник также смотрит и на другие обстоятельства. Прежде всего это частота причащения. Если кто-то впервые прибегает к вкушению Святых даров, то такому человеку назначают недельный пост. А кто причащается каждое воскресенье, то такому верующему достаточно воздерживаться от скоромной пищи только в среду и пятницу. У этой категории людей и возникает вопрос: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какие бывают посты

Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).

Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какой пост следует соблюдать перед исповедью

Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.

Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).

Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.

Выше мы уже упоминали о том, что степень строгости воздержания зависит от церковных дней. Если все православные соблюдают пост (перед Пасхой или Рождеством), то говеющие должны и подавно избегать запрещенных продуктов. Мало того, их воздержание должно отличаться от прочих большей строгостью.

Если, к примеру, в определенные дни верующим запрещается вкушать мясо, то говеющим следует отказаться также и от рыбы. В некоторые дни, такие как среда и пятница, им лучше не добавлять в напитки сахар, а заменить его медом. Растительное масло, соусы и приправы также нежелательны при говении. Также следует не объедаться и разрешенными продуктами. Ведь умеренность в еде является составной частью подготовки к принятию Святых Даров.

Вместо заключения

Возможно, некоторые сочтут, что данная статья так и не дала ответа на вопрос о том, можно ли вкушать рыбу перед причастием. Категоричное нет можно сказать только относительно дня, в который будет проходить таинство (с полуночи нельзя ничего есть и пить).

Также считается душеспасительным воздерживаться от еды весь день субботний, а вечером, накануне причащения, следует поужинать продуктами, которые разрешены в строгий пост (то есть без рыбы). Но и это требование может быть смягчено для больных, беременных и кормящих. Строгость и длительность поста перед причащением устанавливает духовник.

Святые отцы о посте перед Причастием

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407). «Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи… Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит, тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью». Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2

Свт. Феофан Затворник (1815-1894). Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост - внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин. Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу.

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский (1829-1909). Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения.

Митрополит Иларион Алфеев, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1966). «Как часто должно причащаться». «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (1964). Традиция трехдневного поста. «Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.»

Игумен Петр Мещеринов, катехизатор, миссионер, публицист, переводчик (1966). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием - это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».

Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Так же сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во Святом Евангелии.

Подскажите, как правильно подготавливаться к причастию? Всегда ли необходим пост как перед причастием, так и непосредственно в день причащения? Я слышала, что даже воду утром пить нельзя и зубы чистить. И если по слабости нет возможности выдержать строгий пост перед причастием, можно ли к нему приступать? И что больший грех - долгое отсутствие причастия по причине несоблюдения поста или причащение без должной подготовки? Спасибо! С уважением, Елена.

Здравствуйте, Елена!

Подготовка к Причастию должна быть посильной, но мера ее устанавливается в личной беседе со священником. По общему правилу, необходим пост в течение 3 дней перед Причастием (воздержание в пище от мясных и молочных продуктов, яиц; воздержание от развлечений - просмотров фильмов, телепередач, и т. п.). Дни подготовки к причастию называются говением, и в этот период следует увеличить молитвенное правило, а по-возможности и бывать в храме на богослужениях.

Перед причастием необходимо прочитать покаянный канон, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. Чтение канонов может быть разделено на несколько дней. Приступать к Причастию нужно строго натощак, чистить зубы можно. После причастия пост соблюдать не нужно (если только Вы не причащаетесь в период многодневного поста или в постный день). Регулярно причащающимся людям, либо болящим, пост перед причастием может быть ослаблен или сокращен по благословению священника.

Причащаться следует регулярно 1-2 раза в месяц с благоговением, сознанием своего недостоинства, страхом Божиим, верою и любовью.

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь....Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер". Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию?

Здравствуйте, Евгений!

Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер.

На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь. Возможно, сначала это их удивит, но со временем это будет даже вызывать к Вам уважение. На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается "вскладчину" Вы можете сами принести какую-то постную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Почему нельзя венчаться в пост? В субботу и др. дни? Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Венчание не совершается в те дни, когда православне христиане должны воздерживаться от супружеской близости (пост, канун постных дней - среды и пятницы, и воскресенья). Кроме того, пост является временем особого покаяния в грехах, свадебное праздненство в этот период неуместно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Ответьте, пожалуйста! Я соблюдаю пост, но на работе нам не готовят постную еду, т.к. в основном никто не соблюдает его. И вот, например суп я ем без мяса, но на мясном бульоне. Вопрос: считается ли это, что я нарушаю пост? Может мне отказаться от первого блюда? Елена

Здравствуйте, Елена!

Да, пост Вы нарушаете, и если есть возможность, то лучше отказаться от первого блюда.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступить в такой ситуации? Мы с мужем живем полтора месяца. Поженились, обвенчались. Но он не хоть и принимает мое мнение о постах и жизни верующего человека, но не понимает его. Он хочет ребенка. Я пока месяц так сразу и думать не хотела: и хочу, и боязно. Теперь вот захотела. Но начался пост. Ему я сказала о своем желании иметь ребенка. Поэтому теперь он понять меня не может. Он считает, что для меня религия слишком важна. И что это ненормально в современном мире. Верить, ходить в храм, молиться, но посты… Я не хочу, чтоб у нас были ссоры. Семья же - это очень важно. Тогда она у нас будет полноценная. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Катерина!

Вы правы - если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста. Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм.

Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста?Марина

Здравствуйте, Марина!

Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)?

Здравствуйте, Анастасия!

Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа).

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом.

Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост - разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь?

Здравствуйте, Ульяна!

Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

Здравствуйте, Александр! К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет. С уважением, священник Михаил Самохин.



Copyright 2004

ЯЙЦА С ОБРАЗАМИ

О новом виде иконоборчества

Великий пост подходит к концу. Приближается . Православные верующие готовятся по традиции встретить ее .

Вот скажем один «пасхальный» интернет-магазин предлагает нам «в большом ассортименте разнообразную продукцию к Светлому празднику Пасха». Например, «Наклейки пасхальные “С ликами святых”»

Правда, на упаковке с наклейками вы не найдете указания на способ их утилизации. Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро? Есть компромиссный вариант - сжечь в чистом месте, а пепел закопать, как положено по церковным правилам поступать с освященными предметами. В условиях мегаполиса, да и просто города, это затруднительно. Да и много ли найдётся желающих так заморачиваться из за какой-то скорлупы с «наклейками»?

Как будет "радостно" хозяйке застелить праздничный стол таким произведением прикладного искусства и удобно расставить посуду с яйцами, куличом, колбасой, разложить столовые приборы на лике Богородицы или Спасителя, Распятого за нее в , Претерпевшего страдания, поругания и поносную смерть! Ведь всё это было давно, а в этот день она должна радоваться Воскресению Христа и резать на Его Лике колбасу для разговения после продолжительного поста!..

Правда, производителю невдомёк, что на Тайной вечери не было пасхальной радости.

Думаю, что после всего сказанного выше возникают три вопроса: 1) как мы относимся к празднику Пасхи, 2) к Богу и святым Его и 3) к их священным изображениям (иконам, фрескам, мозаикам и др.).

По моему глубокому убеждению, почти всякий христианский праздник это «праздник со слезами на глазах», включая Пасху. «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) и мы «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20, 7:23). Великим постом Церковь напоминает об этом своим чадам почти каждое воскресенье особыми службами: пассиями (в дополнение к текстам Триоди постной и Октоиха). Этому же посвящено богослужение всей Страстной седмицы.

И только человек духовно неразумный или, что хуже, лишенный страха Божия, может бестрепетной рукой наклеить на яйцо лик Спасителя, или Его Пречистой Матери, или святых, послуживших Богу (в отличие от нас грешных) своей праведной жизнью, полной скорбей, страданий за правду Божию, а многие и мучительной смертью за свое свидетельство о Христе; наклеить, заранее зная, что через пару дней вместе со скорлупой он выбросит их в мусор . Даже изображение обычного человека достойно б о льшего уважения! Разве мы позволим себе вот так запросто клеить на предметы, рвать, бросать в отходы фотографии своих близких, любимых нами людей? Как же мы тогда должны относиться к священным изображениям?

В соборном оросе сказано, где, на чем и с какой целью должны располагаться священные изображения и каким образом почитаться верующими: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей … Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней »

Из соборного определения следует, что священные изображения должны

1) размещаться в достойных местах;

2) изготавливаться из долговременных материалов;

3) чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана), возжжением свечей;

4) они предназначены для возведения человеческого ума от образа (иконы, фрески, мозаики) к первообразу - Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим;

5) честь воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней;

6) любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к иконе также восходит к её первообразу, то есть к личности (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.