Журнал о мотоциклах мото экипировке.

Приборная панель выглядит просто, но желание японцев отказаться от «глубокого» многоступенчатого меню вылилось в обилие пестрящих показателей, на фоне которых теряется практически все, кроме показаний спидометра. Спасают ситуацию контрольные лампы, отображающие самые важные показатели и отлично читающиеся.

Пульты по-хондовски добротны и, несмотря на обилие кнопок, вполне могли бы стать эталоном, если бы джойстик управления светодиодными поворотниками стоял на месте кнопки звукового сигнала. Вдобавок клавиши управления автоматической трансмиссией, расположенные в самом низу, «зеркалят» аналогичные клавиши, до боли знакомые по Can-Am Spyder. Там, где нужно включить передачу повыше, инстинктивно ее понижаешь, но это дело привычки, а не косяк. Плюс ко всему - и за это перед японцами хочется снять шляпу - кнопки отключения ABS и активации внедорожного режима G расположены рядом с приборной панелью, отчего щелкать их удобно даже в толстых перчатках, а и без того перегруженные пульты не обзавелись дополнительным функционалом или, упаси боже, кнопками навигации по меню приборной панели.

Обилие кнопок на пультах вводит в недоумение лишь поначалу, уже через три дня к ним привыкаешь и начинаешь бойко орудовать всем инструментарием, не отвлекаясь от дороги.

Инженеры решили, что крутому внедорожнику не пристало ездить с планшетом на приборке, и вывели все необходимое прямо наружу. Отключить ABS? Пожалуйста! Выбрать режим или вовсе отключить трекшн? Угощайтесь! И для этого не нужно на 10 минут залипать в меню, не нужно даже сбрасывать газ.

Удобно и в седле - даже с моим ростом под два метра просторно, треугольник «руль - седло - подножки» с претензией на эталонность, а талия аппарата заужена настолько, что о довольно высоком седле, регулируемом по высоте с 850 до 870 мм, даже не задумываешься. А вот отсутствие таких, уже ставших привычными, наворотов, как обогрев рукояток, круиз-контроль и регулировка высоты ветровика наводят на мысли, что с премьерой японцы промахнулись лет на пять, за которые «прожиточный минимум» в классе значительно вырос.


«Лопухи» на руле отлично отсекают воздух, а главное – не страдают при падениях, будто ящерица, отбрасывая хвост. Этого не скажешь о кронштейнах из пластика, которые должны стать бюджетным расходником.

Но, стоит нажать клавиши стартера и перевести роботизированную трансмиссию в режим D, как становится ясно: в класс тяжелых эндуро «Хонда» и не метила, аппарат удивительно легок и послушен, но куда породистее среднекубатурной братии. Кажется, японцы создали новый, вернее, вернули хорошо забытый старый класс! Жаль лишь, что алгоритмы переключения робота, как и на VFR, пенсионерские - да, смена передач происходит мгновенно, да, в поворотах переключиться норовит лишь в самом овощном из трех режимов, а обороты переключения напрямую зависят от угла открытия дроссельной заслонки, но...

Вашу мать! Как можно на 60 километрах в час подтыкать «шестую»? Понятно, что при резком открытии газа буквально за пару секунд «кик-даун» сбросит одну, а при необходимости и две передачи, но эта пара секунд может стать решающей, когда пытаешься уйти от какого-нибудь перестраивающегося в тебя идиота. А на бездорожье?


Именно поэтому японцы предусмотрели механический режим, где передачи выбирает пилот, а робот позволят себе вмешиваться лишь при полной остановке, позволяя эффективно оттормаживаться двигателем, сбрасывая передачи в самый последний момент и шустрее орудуя сцеплением. И вот из этого режима вылезать уже не хочется - «Африка» бодро встает в вили, момента «внизу» в достатке, благодаря шатунам, расположенным с углом 270 градусов, как у V-образника, а ровность последующей отдачи и нарастания мощности «в середине» и «вверху» как у «традиционных» двоек. Именно поэтому про переключения вспоминаешь лишь в моменты, когда показания тахометра вплотную приближаются к красной зоне.


Две заливных пробки в картере? На самом деле нет: заливная горловина только одна, вторая пробка – масляный щуп.

Двигатель, к слову, абсолютно новый - никаких заимствований или, упаси боже, автомобильных деталей. Два цилиндра в ряд, система смазки с сухим картером и электронная ручка газа - все по нынешней моде, как и довольно сложная компоновка. Инженеры отказались от двухвальной системы газораспределения, выбрав схему Unicam, отработанную, например, на CRF450, где кулачки распредвала открывают лишь одну пару клапанов, в то время как вторая открывается через рокеры.


Расположение расширительного бачка удобным не назвать, но плотность компоновки вносит свои коррективы.


К этому добавляется и помпа, спрятанная под крышкой сцепления и приводящаяся в движение балансирным валом. Зато радиаторов охлаждения два, и расположены они так, что грязь на них практически не летит. А вот торчащая крышка сцепления в автоматическом исполнении внушает опасение - случись завалиться на правый бок, без дуг и можно «попасть» на серьезный ремонт.


Камерные колеса в двадцать первом веке? Полагаю, не от бедности, а от желания подчеркнуть бескомпромиссное оффроудное назначение машины.

Трекшн? Да, не КТМ 1290 Super Adventure, с его шаговым двигателем в дросселе и внедорожным режимом работы, но три моментально переключаемые степени вмешательства и возможность быстрого выключения дадут сто очков вперед многим конкурентам. Главное - не забывать сразу же после пуска двигателя выбирать третий режим с минимальным вмешательством, иначе после каждой (заметной лишь электронике) пробуксовки на разметке придется долго слушать пропуски в зажигании или сбрасывать газ, сообщив системе: все хорошо, валим дальше!


Пара радиаторов расположена как на настоящих эндуро – по бокам трубы рамы. Благодаря этому они меньше забиваются грязью, а главное, в случае чего меняются по отдельности.

Неплоха и антиблокировка, отключаемая лишь на заднем колесе. Но с настройками я бы все же поколдовал - стрекотать ABS начинает рановато. А на жестком оффроуде, где опытным райдерам ABS не нужна даже спереди, остаться наедине с мотоциклом без электрической контрацепции получится дедовским способом - выдернув предохранитель.



Резиновые накладки на подножки снимаются малой кровью, после чего можно смело отправляться месить грязь, не опасаясь, что нога соскользнет.

Что же до самих тормозов «Африки», то они великолепны без всяких «но»: эффективность и обратная связь - почти эталон. Как и длинноходные подвески - и пусть регулировки, как в старые времена, механические, тянуться к ним не хочется, да и чрезмерными клевками на торможениях «африканский» перевертыш напугать не пытается.


Два суппорта на один диск? Увы и ах, на передаче «автоматическую» версию «Африки» не оставить, поэтому вдобавок к рабочему суппорту установлен еще и стояночный. Взводит его рычаг у левой рукоятки руля тросом. Зачем нужно было городить этот огород и увеличивать неподрессоренные массы машины, когда можно было просто прописать режим «паркинг» в софте коробки – вопрос, ответом на который могут стать лишь требования к сертификации в некоторых странах.

Мотоцикл идеально следует за рулем в поворотах, удивительно легко перекладывается и даже не пытается раскачиваться, да и крутильной жесткости ни стальной дуплексной раме, ни алюминиевому маятнику не занимать, поэтому новая «Африка», в отличие что от предшественницы, что от некоторых конкурентов, к быстрой езде располагает.


От регулировки подвесок вручную в век сервоприводной адаптивности многие успели отвыкнуть, а зря. Длинноходные амортизаторы Showa придется регулировать вручную, если хотите одинаково быстро ездить по грунту и асфальту.

Но все же главной загадкой было поведение «робота» на бездорожье. Вопрос, зачем он там нужен, оставим на совести разработчиков, лучше попробуем понять, как с этим жить. А жить, если не отключать системы стабилизации, можно долго - ABS стрекочет, очереди пропусков в зажигании, моргающие одновременно с индикатором трекшна, почти не выключаются, а коробка усердно пытается угодить пилоту, подбирая то одну, то другую передачу. Отставить асфальтовые приблуды! Задраить люки, открыть кингстоны, полетим «на руках»!


Вот она, рыба моей мечты - легкая, озорная, так и подначивающая пропилить поворот в управляемом заносе, прыгнуть с какой-нибудь кочки и ветром пронестись по разбитой грунтовке. Здесь «Африка» в своей стихии, но лишь до того момента, пока не возникнет необходимость подтравить сцеплением - забросить 21-е колесо на бревно или, напротив, осадить мотоцикл, угрожающе задирающийся в вили. И здесь, увы и ах, механической версии «роботу» противопоставить нечего. Именно поэтому на нашем, как и на мировом, рынке продаваться будут обе - и «автомат», и «механика», куда более уместная в пампасах.



А если на оффроуде «автомат», пусть и не всухую, но проигрывает «механике», а в асфальтовых дальнобоях аппарат замучает прорехами в ветрозащите и не удивит комфортом? Город! Как ни странно, но узкая машина с 21-м колесом и «роботом» здесь вполне уместна: мотора много, «тушка» узкая, а широкий руль пролетает над зеркалами «пузотерок», да и скакать по бордюрам и лестницам можно ничуть не хуже иного супермото, благо и дорожный просвет, и ходы подвесок позволяют. Из нее бы вообще вышел потрясный стритовый аппарат, и, зная любовь «Хонды» к экспериментам с разными машинами на одной платформе, думаю, это вопрос времени. А вот на «механике» я бы без тени сомнения ломанулся туда, где доселе проезжали лишь легкие машины вроде австрийских «чекушек» и - максимум - «восьмисотых гусей».

Итог

Находясь в непосредственной близости от новой «Африки», каждые несколько минут можно услышать вопрос: «Ну как она?!» И ответ на него может быть только один: «Отлично!» И пусть сравнить столь внеклассовую автоматическую машину попросту не с кем, она действительно чертовски хороша. Вот только трансмиссия, на мой взгляд, больше подходит для «паркета», нежели для покорения реальных вершин, но выбор у покупателей есть. К тому же заявленный ценник, пусть и за «голую» машину, не доходит до психологической отметки с шестью нулями на конце, что вкупе с громким именем и соответствующей ему матчастью делает новинку весьма привлекательной даже в нынешние времена падения рынка. Что бы я в ней поменял? Ничего, кроме, пожалуй, возможности установки бескамерных шин.

Мотоцикл предоставлен на тест компанией «Хонда Мотор Рус», экипировка компаниями Rolling Moto и Mr.Moto.


08
мар
2012

Мото (Архив)


Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 1991-2008
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 95
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения,
ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем,
что происходит в мотоциклетном мире. С самого начала...

1991 г.: № 2
1992 г.: № 1-6
1993 г.: № 1-8
1994 г.: № 1-12
1995 г.: № 1-12
1996 г.: № 1-12
1997 г.: № 1-12
1998 г.: № 1-12
1999 г.: № 1-12
2000 г.: № 1-12
2001 г.: № 1-12
2002 г.: № 1-12
2003 г.: № 1-12
2004 г.: № 1-12
2005 г.: № 1-12
2006 г.: № 1-12
2007 г.: № 1-12
2008 г.: № 1, 2



07
июн
2012

Мото №6 (июнь)


Год выпуска: 2012
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 140
Доп. информация: Для просмотра журнала, рекомендуется использовать программу Adobe Reader, которая способн...


29
мар
2012

Мото №4 (апрель)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2012
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 140
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире.


31
янв
2012

Мото №2 (февраль)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2012
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 140
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире.
Доп. информация: Для просмотра журнала, рекомендуется использовать программу Adobe Acrobat Reader, которая...


03
дек
2011

Мото №12 (декабрь)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2011
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 140
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире.
Доп. информация: Для просмотра журнала, рекомендуется использовать программу Adobe Acrobat Reader, которая...


30
ноя
2011

Мото №11 (ноябрь)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2011
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 119
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире.
Доп. информация: Для просмотра журнала, рекомендуется использовать программу Adobe Acrobat Reader, которая...


26
дек
2010

Мото №12 (декабрь)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2010
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 107
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире.
Доп. информация: Для просмотра журнала, рекомендуется использовать программу Adobe Acrobat Reader, которая...


18
дек
2010

Мото №11 (ноябрь)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2010
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 100
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире.
Доп. информация: Для просмотра журнала, рекомендуется использовать программу Adobe Acrobat Reader, которая...


11
апр
2010

Мото №4 (апрель)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2010
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 85


11
мар
2010

Мото №3 (март)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2010
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 98
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире. МОТОновинки Самая свежая информация со всего мира: новые идеи, проекты, премьеры, люди и бизнес. МОТОзачет...


08
фев
2010

Мото №2 (февраль)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2010
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 88
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире. МОТОновинки Самая свежая информация со всего мира: новые идеи, проекты, премьеры, люди и бизнес. МОТОзачет...


28
дек
2011

Мото №1 (январь 2012)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Год выпуска: 2011
Жанр: Мотожурнал
Издательство: ИД «За рулем»
Язык: Русский
Количество страниц: 140
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире.
Доп. информация: Для просмотра журнала, рекомендуется использовать программу Adobe Acrobat Reader, которая...


07
окт
2009

Формат: PDF
Год выпуска: 2009
Жанр: Мотоциклетный журнал
Автор: Коллектив авторов
Издательство: ИД «За рулем»
Язык интерфейса: Русский
Количество страниц: 89
Описание: Этот журнал – не только для тех, кто ездит на двух колесах или хочет больше узнать о мире мотоциклов. Он – для всех, кто ценит свободу передвижения, ищет новые ощущения и любит технику. Для тех, кто всегда в движении. На страницах МОТО – первого и старейшего российского мотоциклетного журнала – обо всем, что происходит в мотоциклетном мире. МОТОновинки Самая свежая информация со всего мира: новые идеи, проекты, премьеры, люд...


На январские праздники я решил сделать подборку статей про тульские мотороллеры. Постарался найти все статьи опубликованные с 1957 года по настоящее время в номерах журналов "За рулем" и "Мото". Я часто сталкивался с различными вырезками в интернете, но все они попадались разрозненно и мне захотелось собрать их вместе и при этом как-то рассортировать, весь процесс затянулся почти на 3 месяца, с учетом всех отвлечений от дела. В общей сложности вышло 478 файлов-картинок, но это еще не конец, и поэтому пришлось все разбить на несколько частей.

Всего я выделил 7 разделов:

. Основное . Самые важные и интересные статьи, которые будут интересны большому кругу читателей, в них в основном рассказывается о появлении новых моделей мотороллеров. Небольшая информация по годам выпуска из раздела советская техника(мотоциклы), краткая история тульского завода в журнале "Мото" в трех различных версиях, немного информации о количестве выпущенной техники.
. Путешествия и отзывы . Название говорит само за себя.
. Ремонт . Наиболее интересные и полезные на мой взгляд статьи по ремонту, доводке и просто полезные советы.
. Описание отдельных узлов . Встречается большое число статей, например про устройство редуктора муравья или амортизатора. Эти статьи я решил вынести в отдельную тему.
. Разное . Интересные, но не очень важные статьи, в которых можно прочесть про результаты мотосоревнований и испытаний 60-70х годов или новости, в которых обещали в тот или иной год выпустить новые мотороллеры.
. Остальное "ниочем" . Здесь будут статьи, в которых совсем мельком или даже одним словом упоминается про мотороллеры. Так же в рубрике "Советы бывалых" журнала "За рулем" встречается много советов, которые уже вряд ли кому пригодятся, но все же они были, и я их внес в свою подборку.
. Общее . Последняя часть посвящена мотоциклам в целом. Ковыряясь в журналах, я находил много интересных для себя статей о устройстве различных узлов, советов по подготовке мотоцикла в поход и т.д. Этот раздел будет завершен в самую последнюю очередь и боюсь, очень не скоро, так как информации по нему можно найти уйму, и придется просматривать все выпуски журналов без исключения.

Хотя часть статей встречается в интернете, в уже обычном, текстовом варианте, я решил оставить все страницы без изменений, не исправляя ничего в редакторах, так как знаю, что есть люди которые любят оригинальные вещи, да и сам являюсь приверженцем классики. Конечно запах бумаги и типографской краски передать не получиться, но увидеть ту же страницу, что видели советские мотолюбители возможность имеется.

Также постарался сделать максимально удобный интерфейс в стандартном редакторе ЖЖ, при нажатии на картинку, она открывается в том же окне в максимальном разрешении, но любую страницу можно прочитать и без этого. Перед каждой статьей написан месяц и год журнала, а в скобках, после краткого описания ее содержания, указывается количество страниц, чтобы не запутаться в картинках плюс название издания, откуда взята статья, это либо "За рулем", либо "Мото".

В конце будет небольшой бонус, который может кому-нибудь и пригодится.

Итак, поехали!

Май 1957 года - статья о выпуске первого мотороллера Т-200. (За рулем, 2 страницы).

Январская статья 1960 года про внесенные улучшения в мотороллер Т-200. (За рулем, 2 страницы).

Июнь 1961, уже появляется информация о новом, 250 кубовом двигателе, который, как известно, в будущем так и не пошел в серию. (За рулем, 1 страница).

Апрель 1962 - статья о мотороллерах с коляской. (За рулем, 1 страница).

Май 1965 - перечень изменений легкового и грузового мотороллеров и в принципе первая серьезная информация о грузовом мотороллере. (За рулем, 1 страница).

Сентябрь 1968. Приличная статья с красивой иллюстацией вышедшего в 1967 году мотороллера Турист на замену Т-200М. (За рулем, 3 страницы).

Февраль 1971 - еще немного информации про Туриста. (За рулем, 2 страницы).

Октябрь 1971 - К выпуску модернизированного мотороллера Турист-М. (За рулем, 1 страница).

Июнь 1978 - новый Муравей ТГА-200. (За рулем, 2 страницы).

Август 1978 - вместо Туриста-М налажен выпуск мотороллера Тулица. (За рулем, 2 страницы).

Июль 1981 - очень интересная на мой взгляд статья про особенности тульского двигателя и о возможности взаимозаменяемости двигателей Турист-М - Тулица. (За рулем, 1 страница).

Декабрь 1981 - информация про двухместный мотороллер Муравей. (За рулем, 1 страница).

Март 1984 - обзор мотороллера Тулица. (За рулем, 1 страница).

Июль 1985 - первая информация о мотоцикле повышенной проходимости Тула-5.951. (За рулем, 2 страницы).

Май 1986 - знакомство с Тулой 5.951, его описание и первые отзывы. (За рулем, 1 страница).

Сентябрь 1986 - про обновленные Муравей-2 и Тулица-2. (За рулем, 1 страница).

Январь 1991- на мой взгляд одна из самых важных статей про перспективы тульского завода, о мотороллере Лотос, который должен был придти на смену Тулице и имел совершенно новую базу, у которой не было ничего общего с предыдущими моделями. (Мото, 4 страницы).

Февраль 1991 - обзор мотоцикла Тула 5.952 пришедшего на смену модели 5.951. (Мото, 1 страница).

Март 1991 - ответ главного конструктора Пудовеева на "открытое письмо читателя", где он рассказывает про внесенные улучшения. (За рулем, 1 страница).

Март 1992 - продолжение о Лотосе, статья про испытания нового мотороллера. (Мото, 2 страницы).

Март 1992 - информация про дизельный двигатель, который тульский завод планировал начать ставить на грузовые мотороллеры. (Мото, 1 страница).

Май 1992 - снова про Тулу. (Мото, 1 страница).

Март 1993 - очень классная статья про испытательный мотороллер "Конек-горбунок", лично я был просто под впечатлением от прочитанного, особенно поразила идея использовать в качестве емкости под сжатый воздух раму мотороллера. К сожалению, качество сильно хромает, но в обычном текстовом варианте можно прочитать . (Мото, 2 страницы).

Январь 1994 - первая информация про Тулу-трицикл. (Мото, 2 страницы).

Июнь 1994 - о выпуске нового мотоцикла Вепрь, по сути это была обычная Тула на других колесах. (Мото, 1 страница).

Май 1997 - последняя крупная информация о деятельности тульского завода в сфере мототехники, в принципе с тех пор все и умерло. (Мото, 3 страницы).

Июнь 1997 - тульский дизельный двигатель, к слову скажу, что по некоторой информации, это единственное, что до сих пор производит завод кроме стрелкового вооружения. (Мото, 2 страницы).

Май 1994 - первая. (Мото, 4 страницы).

Апрель 1995 - вторая. (Мото, 5 страниц).

Август 2011 - третья. (Мото, 6 страниц).

В журнале "За рулем" была рубрика "Советские мотоциклы" или "Советская техника", там были представлены модели основных мотозаводов и их краткие характеристики, естественно среди них встречались и тульские мотороллеры.

Апрель 1973 - раз. (За рулем, 2 страницы).

Апрель 1975 - два. (За рулем, 2 страницы).