Храм петра и павла на новой. Храм Петра и Павла на Новой Басманной: исторические вехи

Храм апостолов Петра и Павла на Новой Басманной — удивительный и необычный московский храм. Архитектурный облик одного из первых барочных храмов столицы — результат творчества трех архитекторов. Строить церковь начал представитель европейского барокко Иван Петрович Зарудный, продолжил и завершил работу мастер барокко русского, Иван Фёдорович Мичурин, а позднее, апологет классицизма Карл Иванович Бланк построил колокольню. Но это еще не все. Первоначальный рисунок проекта храма, вдохновленного голландской архитектурой, принадлежит царю-реформатору Петру Первому.

Храм в честь небесного покровителя императора начали строить в 1705 году на месте деревянной церкви в Басманной Капитанской слободе. Сам государь пожертвовал 2 000 рублей на богоугодное дело, и сам же, своим указом 1714 года запретил всякое строительство из камня в Москве. Лишь в 1717 году прихожане получили отдельное разрешение достроить церковь. В 1723 году во всей красе предстал новый храм типа «восьмерик на четверике», нижний ярус украшала открытая арочная галерея, на верхнем находилось гульбище.

В 1745 году церковь восстанавливалась после пожара. Тогда же была построена пышно украшенная колокольня, соединенная открытой белокаменной лестницей с верхним ярусом храма. (В 1825 году построен крытый переход и чугунная лестница — дар уральских горнозаводчиков Демидовых).

Но самой масштабной стала реконструкция 1856—1868 годов под руководством зодчего Николая Ильича Козловского. Храм был расширен, устроены два придела: иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской иконы, появился новый декор в стиле необарокко.

Интересна кованая ограда XVIII столетия, перенесенная сюда из разрушенного в советские годы храма Преображения на Спасской.

Как добраться

  1. От м.Комсомольская и Казанского, Ленинградского, Ярославского вокзалов, ст. Каланчевская (Курское, Смоленское и Рижское направления): пешком 530 м.
  2. От м.Красные Ворота: пешком 500 м. или на троллейбусе № 24 и на маршрутном такси №534м до остановки «Сад имени Баумана»
  3. м. Авиамоторная и пл. Новая (Казанское и Рязанское направления): на троллейбусе № 24 и на маршрутном такси №№534м (12 остановок)

Адрес: ул. Новая Басманная, дом 11

Церковь, о которой мы сегодня расскажем, весьма примечательна одним обстоятельством. Но об этом позже.
Церковь эта называется Церковью Апостолов Петра и Павла. С непременным уточнением – «на Новой Басманной». И еще с одним уточнением – «под звоном», из чего следует, что колокола подвешены были не на отдельно стоящей колокольне, а непосредственно в барабане над самим зданием церкви. Еще такие церкви назывались «иже под колоколы».

А вот и особенность этой церкви, обозначенная на паспортной табличке, прикрепленной к стене: «Построена по рисунку Петра I в 1705 -1723 годах».
Всего Петр I сделал восемь рисунков будущих храмов. Семь из них построены в Санкт-Петербурге, и только один - в Москве, о нем-то мы и говорим. Все восемь рисунков императора находятся ныне в хранилище Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге.

Ранее здесь стояла деревянная церковь, но ее заменили каменной. И строили не токмо по рисунку императора, но и на его деньги.
Церковь относится к очень немногочисленной в Москве группе церквей, явно тяготеющей к западноевропейским формам. И считается ярким образцом стиля, известного как «петровское барокко».

Правда, в 1745 году, после пожара, который повредил звонницу, рядом построили колокольню.
Которая, в свою очередь, тоже считается ярким примером, но уже московской архитектурной школы середины XVIII века. Не исключено, что это самая первая по времени постройка, ставшая образцом для ей подобных строений.

Исключительно красива и ограда храма, выполненная в 1774 году. Великолепная решетка из кованого железа поражает ажурным растительным орнаментом.
В-общем, с какой стороны ни подойди – удивительный храм.

Увы, сей храм, в начале 30-х годов 20-го века закрыли. Однако вовсе не разрушили. Здание использовалось под различные нужды, но устояло, а в 90-х здание храма вернули церкви.
Внутреннее убранство, конечно, не сохранилось. Но зато, пусть и очень плохом состоянии, сохранилась Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Фактически единственная святыня, которая осталась от прежнего дореволюционного убранства храма.

Ее отреставрировали и в день престольного праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 2010 года возвратили этому необычному и красивому храму.

Контакты: храма апостолов Петра и Павла в Басманной слободе

Адрес: ул. Новая Басманная, дом 11

Ближайшие улицы и станции метро:
Сад им. Баумана (ул. Новая Басманная)(151м)
Ул. Новорязанская (255м)
Метро Красные Ворота (Красноворотский проезд) (321м)
Комсомольская (602м)
Красносельская (1286м)

Схема проезда:

Первая церковь в честь святых первоверховных апостолов была построена в Басманной слободе в конце XVII века по ходатайству военачальника Башева. Из исторических архивов известно, что к 1702 году к приходу этой церкви принадлежало 114 дворов, которые облагались налогом на ее содержание.

Строительство

Поскольку изначально церковь была деревянной, очень быстро стал разрабатываться проект, который бы позволил заменить ее на каменную постройку. Строительство началось в 1705 году рядом с действующей церковью. Куда потом пропал деревянный храм Петра и Павла на Новой Басманной, неизвестно.

Необходимо отметить, что сооружение, о котором мы говорим, было выполнено в соответствии с личным рисунком императора Петра Великого. Всего таким образом было выстроено восемь храмов, семь из которых располагаются в Санкт-Петербурге. И только храм Петра и Павла на Новой Басманной в Москве был построен. Деньги на возведение церкви были пожалованы также государем в размере двух тысяч рублей. Влиянием императора обусловлена и особенная архитектура храма, образец которой Его Величество позаимствовал в Голландии во время своего туда путешествия. В 1708 году состоялось освящение и начались богослужения в нижнем приделе церкви, тогда как основная церковь продолжала строиться. Престол был посвящен святителю Николаю Чудотворцу.

В 1714 году Петр Великий издает указ о том, что в связи с переносом столицы в Петербург все каменное строительство в Москве требуется приостановить, дабы занять строителей возведением нового города на Неве. Поэтому храм Петра и Павла в Новой Басманной слободе попал в список строительств, временно замороженных. Только в 1717 году, по особому распоряжению Сената в ответ на прошение о разрешении достроить храм, строительные работы восстановились. К этому времени их оставалось совсем немного - требовалось лишь установить шпиль и возвести своды над папертью. Окончательно здание храма было закончено в 1719 году. Годом позже в храм был заказан резной иконостас, амвон и клирос.

В 1770 году храмовый комплекс приобрел еще один придел в честь Рождества пресвятой Богородицы. Освящение его состоялось двумя годами позже. В 1812 году храм Петра и Павла на Новой Басманной был разграблен наполеоновскими войсками.

В 1856-1868 годах церковь значительно перестраивалась. Это было вызвано необходимостью ремонтных работ, а кроме того, к тому времени храм оказался слишком мал для удовлетворения потребностей в молитвенном помещении. В результате храм Петра и Павла на Новой Басманной оказался значительно расширен. В комплекс добавились два придела. Оба были посвящены Богоматери: один в честь иконы «Владимирской», второй - в честь образа «Утоли моя печали».

Церковь после революции

После революции храм продолжал функционировать в качестве религиозного здания на основе особого договора, согласно которому верующие получали его в бессрочную безвозмездную аренду. В крипте храма одно время даже располагалась духовная академия, лишившаяся своих исторических помещений.

В 1921 году храм Петра и Павла на Новой Басманной был ограблен к удовольствию городских властей, которые на основании претензий к верующим о халатном отношении к переданному им имуществу закрыли церковь спустя два года. В действительности общину расформировали, потому что она выступала на стороне патриарха Тихона и отказывалась присоединиться к обновленческому движению.

В конце концов, в 1924 году, храм был передан официальной на то время обновленческой церкви. Впрочем, в том же году, по особому прошению и жалобе «тихоновцев», им вернули верхний храм, оставив верующим обновленческой ориентации право пользования нижним. Впоследствии дважды предпринимались попытки закрыть храм, но удалось это сделать только в 1935 году. Здание первоначально передали под военный склад, но оно часто переходило из рук в руки. В итоге им завладело ВНИИ «Геофизика».

Возвращение храма

Храм Петра и Павла на Новой Басманной, отзывы о котором позволяют отнести его к одним из самых прекрасных храмов столицы, был передан обратно верующим в 1992 году. До сих пор в нем продолжаются работы по восстановлению и реставрации.

Храм Петра и Павла на Новой Басманной: расписание богослужений и адрес

Что касается расписания церковных служб, то оно подвижно и месяц от месяца может немного меняться. Общие же принципы богослужебного ритма прихода таковы:

Службы совершаются ежедневно по будням и выходным.

По будням:

  • 07:40 -Литургия.

По субботам:

  • 08:00 -Литургия.
  • 17:00 - Вечернее богослужение.

По воскресеньям:

  • 08:30 - Литургия.
  • 16:00 - Вечернее богослужение с чтением акафиста иконе Богоматери «Боголюбская».

Располагается Петропавловский храм по адресу: Москва, Новая Басманная, д. 11. Ближайшая станция метро - «Красные Ворота».

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице была построена в 1705-1728 годах, на месте деревянного храма, сооружённого на этом месте в 1695 году. Строительство церкви началось архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 года «О запрещении каменного строительства в Москве». Завершено уже было под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. В 1745-1746 годах по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня.

Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам. Монументальную представительность объёмов церкви подчёркивало лаконичное декоративное оформление. Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры. Частично сохранившиеся на фасадах рустованные угловые пилястры и плоские штукатурные наличники, выполненные в необарочных формах, относятся ко времени обновления здания в середине 19 века. Тогда же в 1856 году нижний ярус галереи был приспособлен для размещения 2 приделов (иконы Богоматери «Утоли моя печали» и иконы Владимирской Богоматери) и перестроен переход между храмом и колокольней.

Колокольня церкви Петра и Павла — одно из самых ярких в Москве произведений барокко, выделяющееся среди одновременных сооружений динамичным силуэтом и насыщенной ордерной декорацией. Почти скульптурная пластика архитектурного декора колокольни отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию.
В притворе верхней церкви сохранились настенные росписи рубежа 18-19 веков, выполненные на темы Апокалипсиса. В переходе между храмом и колокольней находится чугунная лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу участка, сохранилась белокаменная ограда с замечательной кованой решёткой в стиле барокко, выполненной в середине 18 века для церкви Спаса на Большой Спасской улице (церковь, к сожалению, не сохранилась) и перенесённой сюда в 1966 году.

После 1922 года церковь была захвачена обновленцами, а в 1931 году, после закрытия Храма Христа Спасителя, здесь обосновался со своей «Богословской академией» их лидер А.И. Введенский. Церковь была закрыта в 1934-1994 годах. В ней размещались склад и различные учреждения.

Частичная реставрация проведена в 1960-х и 1990-х годах. В 1992 году церковь была возвращена русской православной церкви. Престолы: апп. Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Владимирской иконы Божией Матери. При храме действует воскресная школа, работает церковная лавка.

В 2009г. московские власти решили передать в безвозмездное пользование храму святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе здание бывшей богадельни по адресу Рязанский переулок, 6. Передача здания осуществляется в соответствии с федеральным законом, распоряжением мэра Москвы "Об упорядочении передачи объектов недвижимости религиозным организациям Русской Православной Церкви и других конфессий", также с учетом исторической принадлежности здания к Московской Патриархии".

Информация c сайтов http://virtour.ru/allpano.php?id=128&gallery=1, http://pravoslavie.ru/news/32370.htm



Церковь Петра и Павла построена в 1705-28 гг. на месте деревянного храма 1695 г. постройки. Строительство церкви в стиле раннего барокко началось архитектором И.П. Зарудным по указу и рисунку Петра I, но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 г. о запрещении каменного строительства в Москве. Завершал строительство архитектор И.Ф. Мичурин.

Поднятое на высоком подклете, окружённом с трёх сторон открытой галереей, здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Боковые фасады четверика завершены крупными полуциркульными люнетами. Крупный восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем. Храм - двухэтажный. В нижнем этаже приделы Николая Чудотворца, а также в честь икон Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской. На втором этаже - действующая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла.

В 1745 г. по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня в стиле зрелого барокко. Четырехъярусная колокольня выделяется насыщенным применением ордерной системы. Её нижний ярус с широким обходом по верху несёт 3 уменьшающихся по объёму яруса, завершённых главой на гранёном барабане. Нижний ярус обработан рустовкой, верхние - колонными тосканскими портиками, поддерживающими широкие, раскрепованные антаблементы с белокаменными карнизами. Ограда храма с кованой решёткой в стиле барокко, выполненная в 1774 г. для другой церкви и перенесенная на нынешнее место в 1966 г.